ФОНДОВЫЙ РЫНОК И ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Основным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе выпуска, размещения, обращения и погашения эмиссионных ценных бумаг и иных финансовых инструментов, является Закон Республики Казахстан №461-II от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг».

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан (nationalbank.kz).

Реестр держателей ценных бумаг ведется Акционерным обществом «Единый регистратор ценных бумаг», подконтрольным государству, который регистрирует сделки по обращению ценных бумаг .

Одним из ключевых принципов классификации ценных бумаг в соответствии с законодательством Казахстана является их деление на эмиссионные (обладающие в пределах одного выпуска однородными признаками и реквизитами, размещаемые и обращающиеся на основании единых для данного выпуска условий) и неэмиссионные (не являющие эмиссионными). В данном разделе будут подробнее рассмотрены именно эмиссионные ценные бумаги (в частности акции и облигации), в силу того, что именно они традиционно (и Казахстан в этом плане не исключение) являются ядром рынка ценных бумаг.

Этапы выпуска и реализации акций эмитентом

1.Общее собрание учредителей (акционеров) принимает решение об определении количества объявленных акций (увеличении количества объявленных акций);
2. Государственная регистрация выпуска объявленных акций (включает процесс подготовки и утверждения проспекта выпуска акций) Национальным банком Республики Казахстан;
3.  Принятие советом директоров АО решения о размещении объявленных акций;
4.  Размещение акций;

5. Регистрация отчета о размещении акций в Национальном банке Республики Казахстан.                                                                                                                       

Общая продолжительность процесса – около 2 месяцев (зависит от конкретных условий). Процедура выпуска облигаций является концептуально аналогичной.

Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг Казахстана подразделен на две большие части:
1.Неорганизованный рынок ценных бумаг
Сфера обращения ценных бумаг и иных финансовых инструментов, в которой сделки с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, в том числе иностранными валютами и производными финансовыми инструментами, осуществляются без соблюдения требований, установленных внутренними документами фондовой биржи и котировочной организации внебиржевого рынка ценных бумаг.
2.Организованный рынок ценных бумаг
Сфера обращения эмиссионных ценных бумаг и иных финансовых инструментов, сделки с которыми осуществляются в соответствии с внутренними документами фондовой биржи и котировочной организации внебиржевого рынка ценных бумаг.

Субъекты рынка ценных бумаг подразделяются на две большие группы:

Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Это участники, основной вид деятельности которых тесно связан с операциям по ценным бумагам. Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» определяет следующие критерии отнесения субъекта к профессиональному участнику рынка ценных бумаг: наличие статуса юридического лица; осуществление деятельности на основании лицензии или в силу положений законодательных актов.

Виды деятельности, которые подлежат лицензированию уполномоченным органом:

•    брокерская;
•    дилерская;
•    управление инвестиционным портфелем (с правом и без права привлечения добровольных пенсионных взносов);
•    кастодиальная;
•    трансфер-агентская;
•    клиринговая деятельность по сделкам с финансовыми инструментами;

•    организация торговли с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами.

Иные участники рынка ценных бумаг 

К иным участникам рынка ценных бумаг могут быть отнесены индивидуальные инвесторы (физические и юридические лица), институциональные инвесторы (инвестиционные и паевые фонды, и т.д.), эмитенты (лица, осуществляющие выпуск ценных бумаг), профессиональные организации (объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме ассоциаций (союзов)).   

Для допуска ценных бумаг к обращению на фондовой бирже, лицо, осуществляющее выпуск ценных бумаг (эмитент), должно соответствовать особым критериям (листинговые требования).

Казахстанская фондовая биржа (KASE)

Единственной, на данный момент, фондовой биржей, деятельность которой регулируется законодательством Республики Казахстан, является Казахстанская фондовая биржа.
KASE характеризуется своей универсальностью и интегрированностью, так как включает в себя валютный и денежные рынки, срочный рынок и рынок ценных бумаг.
Вместе с тем, можно констатировать то, что фондовый рынок Казахстана развит достаточно слабо. Годовой объем торгов акциями на KASE составляет всего лишь около 850 млн. долларов США.
Однако несмотря на это KASE вошла в Топ-3 по приросту индексов акций по всему миру по версии Bloomberg, что свидетельствует о положительной динамике развития фондового рынка Казахстана.
Также стоит отметить то, что некоторые компании используют листинг на KASE как способ оптимизации налогов, а не способ привлечения дополнительных средств. Это связано с тем, что прибыль, распределяемая листингующимися на KASE компаниями, не облагается подоходным налогом. Кроме того налогом также не облагается доход, полученный от прироста стоимости ценных бумаг, входящих в официальный список KASE.
С точки зрения процедуры листинга на KASE, также можно обеспечить позитивную тенденцию. Национальный банк и KASE в целях привлечения большего количества участников реализовали создание 3 списков ценных бумаг на фондовой бирже:
•    Основной
Включает исключительно крупные компании. Характеризуется большими и более жесткими требованиями к компаниям, которые входят в этот список.
•    Альтернативный
Предназначен для компаний малого и среднего бизнеса. Характеризуется более лояльными требованиями к листингу.

•    Смешанный

Включает специфические ценные бумаги, такие как исламские, производные, государственные ценные бумаги, ценные бумаги инвестиционных фондов и микрофинансовых компаний.

Процедура листинга занимает до 30 дней, включая время на принятие решения листинговой комиссией KASE. Также возможно проведение упрощенной процедуры листинга, но возможность ее применения зависит от условий и вида выпускаемых ценных бумаг.

Сборы за листинг на KASE следующие:

Вид сбора

Основной и Смешанный список

Альтернативный список

Предварительный

Около 750 долларов США

Для долговых ценных бумаг около 375 долларов США

За рассмотрение

0,025% от суммы выпуска,

в пределах от 750 до

7500 долларов США

Для долговых ценных бумаг

– не взымается.

При упрощенном листинге

– 750 долларов США

0,015% от суммы выпуска,

в пределах от 750

до 3750 долларов США

Для долговых ценных

бумаг – не взымается.

При упрощенном

листинге – 750 долларов США

Вступительный

0,025% от суммы выпуска,

в пределах от 750

до 22 500 долларов США

Для долговых ценных

бумаг – 750 долларов США.

При упрощенном

листинге – 750 долларов США

0,015% от суммы выпуска,

в пределах от 750

до 11 250 долларов США

Для долговых ценных

бумаг – 750 долларов США.

При упрощенном

листинге – 750 долларов США

Ежегодный

0,025% от суммы выпуска, в пределах от 750 до 15 000 долларов США

Для долговых ценных бумаг – 375 долларов США.

При упрощенном листинге – 750 долларов США

Исламские ценные бумаги

Законодательство Казахстана предусматривает регулирование выпуска и обращения исламских ценных бумаг.
Основными принципами исламского финансирования являются:
1) при выпуске исламских ценных бумаг эмитент не вправе начислять вознаграждение в виде процентов от стоимости исламских ценных бумаг, а также гарантировать доход по исламским ценным бумагам;
2)  средства, полученные в результате выпуска и размещения исламских ценных бумаг, не должны быть направлены на финансирование деятельности, связанной с производством и (или) торговлей табачной, алкогольной продукцией, оружием и боеприпасами, игорным бизнесом, а также иных видов предпринимательской деятельности, финансирование которых запрещено советом по принципам исламского финансирования.
Совет по принципам исламского финансирования вправе дополнительно определить иные обязательные для соблюдения требования к деятельности эмитента исламских ценных бумаг.

В соответствии с казахстанским законодательством к исламским ценным бумагам относятся:

1) акции и паи исламских инвестиционных фондов;
2) исламские арендные сертификаты
ценные бумаги, выпускаемые исламской специальной финансовой компанией, с заранее установленным при их выпуске сроком обращения, держатели которых приобретают право на получение доходов по договору аренды (финансового лизинга)
3) исламские сертификаты участия
ценные бумаги, выпускаемые исламской специальной финансовой компанией с заранее установленным при их выпуске сроком обращения с целью использования привлеченных средств для организации нового инвестиционного проекта, развития существующего инвестиционного проекта или финансирования предпринимательской деятельности на основании договора простого товарищества либо с созданием юридического лица в организационно-правовой форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью
4) иные ценные бумаги, признанные исламскими ценными бумагами в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Выпуск исламских ценных бумаг, так же как выпуск и иных эмиссионных ценных бумаг, требует обязательной регистрации в Национальном банке Республики Казахстан.

Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА)

С 1 января 2018 года начал свою деятельность Международный финансовый центр «Астана». Деятельность компаний в рамках МФЦА регулируется на основании внутренних правил МФЦА, которые основываются на принципах английского права в целях повышения привлекательности для иностранных компаний и инвесторов. Казахстанское законодательство применимо только в той части, которая не урегулирована правилами МФЦА.

Порядок выпуска, размещения, обращения, выкупа и погашения ценных бумаг на территории МФЦА устанавливается комитетом МФЦА по регулированию финансовых услуг.
Вместе с тем регулирование МФЦА все еще в процессе формирования. Практика применения не сложилась.

Казахстан делает большую ставку на МФЦА и это дает основания считать данный проект весьма перспективным и интересным. Надеемся, что опыт создания Регионального финансового центра города Алматы, который сложно назвать успешным, будет учтен.