ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Основным нормативным правовым актом, регулирующим валютные отношения в Республике Казахстан, является Закон Республики Казахстан от 13 июня 2005 года №57-III «О валютном регулировании и валютном контроле». Данным законом регулируются общественные отношения, возникающие при реализации резидентами и нерезидентами прав на валютные ценности, определяются цели, задачи и порядок валютного регулирования и валютного контроля. За пределами Республики Казахстан закон распространяется на резидентов Республики Казахстан.

Основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный Банк Республики Казахстан.

Для целей валютного регулирования и контроля резидентами признаются:

•    граждане Республики Казахстан (за исключением, имеющих документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), где бы они не находились;
•    иностранцы и лица без гражданства, имеющие документ на право постоянного проживания в Республике Казахстан (вид на жительство);
•    все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местом нахождения на территории Республики Казахстан, а также их филиалы и представительства с местом нахождения в Республике Казахстан и за ее пределами;
•    дипломатические, торговые и иные официальные представительства Республики Казахстан, находящиеся за пределами Республики Казахстан.

Нерезидентами признаются:

•    иностранцы и лица без гражданства (за исключением имеющих документ на право постоянного проживания в Республике Казахстан);
•    граждане Республики Казахстан, имеющие документ на право постоянного проживания в иностранном государстве;
•    все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, их филиалы и представительства, где бы они не находились;
•    международные организации, если международным (межгосударственным) соглашением об их учреждении не определено иное;
•    дипломатические и иные официальные представительства иностранных государств.

К валютным операциям относятся:

•    операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве платежного средства;
•    ввоз, пересылка и перевод в Республику Казахстан, а также вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей, национальной валюты, ценных бумаг и платежных документов, номинал которых выражен в национальной валюте, не имеющих номинала ценных бумаг, выпущенных резидентами

К валютным ценностям относятся:

•    иностранная валюта;
•    ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в иностранной валюте;
•    не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные нерезидентами;
•    аффинированное золото в слитках;
•    национальная валюта Республики Казахстан, ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в национальной валюте Республики Казахстан, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами;
•    не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные резидентами, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами.

Лицензированию в Республике Казахстан подлежит деятельность по организации обменных операций с иностранной валютой уполномоченными организациями. Выдачей лицензий занимается Национальный Банк Республики Казахстан.

Регистрации в Республике Казахстан подлежат следующие валютные операции:  

1)    платежи между резидентами и нерезидентами по коммерческим кредитам, связанным с экспортом (импортом) товаров, на срок более 180 дней, а также на меньший срок, в случае, если фактический срок возврата средств или иного исполнения обязательств резидентом или нерезидентом превысил 180 дней;
2)    финансовые займы между резидентами и нерезидентами на срок более 180 дней, а также на меньший срок, в случае если фактический срок возврата средств или иного исполнения обязательств резидентом или нерезидентом превысил 180 дней;
3)    прямые инвестиции нерезидентов в Республику Казахстан и резидентов за границу;
4)    платежи между резидентами и нерезидентами, связанные с приобретением полностью исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, а также передача и получение резидентами денег и иного имущества во исполнение обязательств участника совместной деятельности.

Регистрация указанных выше валютных операций, осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан и требуется при их соответствии одному из следующих условий:

•    сумма валютной операции, предусматривающей поступление имущества (средств) в Республику Казахстан и (или) возникновение обязательств у резидента по возврату имущества (средств) нерезиденту, превышает эквивалент 500 000 долларов США;
•    сумма валютной операции, предусматривающей перевод средств (передачу имущества) из Республики Казахстан и (или) возникновение у резидента требований по возврату имущества (средств) нерезидентом, превышает эквивалент 100 000 долларов США.

Регистрация валютных операций подтверждается выдачей Национальным Банком Республики Казахстан регистрационного свидетельства установленной формы.

В режиме уведомления осуществляются следующие валютные операции:

1)    платежи между резидентами и нерезидентами при осуществлении расчётов по экспорту (импорту) работ, услуг;
2)    приобретение ценных бумаг, внесение денег и иного имущества в целях обеспечения участия в организации (в том числе в уставном капитале) или в качестве взноса в её имущество (за исключением прямых инвестиций);
3)    операции с производными финансовыми инструментами между резидентами и нерезидентами;
4)    платежи резидентов в пользу нерезидентов, платежи нерезидентов в пользу резидентов, связанные с приобретением права собственности на недвижимость;
5)    передача денег и иного имущества резидентами нерезидентам (нерезидентами резидентам) в доверительное управление;
6)    открытие юридическими лицами-резидентами (кроме банков и Национального оператора почты) счетов в иностранных банках;
7)    прямые инвестиции, осуществляемые на основании договора об оказании брокерских услуг, заключенного с брокером-резидентом или на основании договора по управлению инвестиционным портфелем, заключенного с управляющей компанией-резидентом;
8)    собственные операции банков-резидентов, связанные с прямыми инвестициями за границу и прямыми инвестициями нерезидентов в банки;
9)    другие, предусмотренные нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан.

Уведомление резидентами-участниками и (или) уполномоченными банками Национального Банка Республики Казахстан об указанных выше операциях требуется только при соответствии одному из следующих условий:

•    сумма валютной операции, предусматривающей поступление имущества (средств) в Республику Казахстан и (или) возникновение обязательств у резидента по возврату имущества (средств) нерезиденту, превышает эквивалент 500 000 долларов США;
•    сумма валютной операции, предусматривающей перевод средств (передачу имущества) из Республики Казахстан и (или) возникновение у резидента требований по возврату имущества (средств) нерезидентом, превышает эквивалент 100 000 долларов США;
•    сумма платежа и (или) перевода резидентом нерезиденту и (или) нерезидентом резиденту по операциям с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении расчётов, связанных с экспортном (импортом) работ, услуг, превышает эквивалент 100 000 долларов США.

Уведомление Национального Банка Республики Казахстан о валютных операциях подтверждается выдачей свидетельства об уведомлении установленной формы.

Указанные выше режимы валютного регулирования не распространяются на коммерческие кредиты, связанные с экспортом (импортом), по которым требуется получение учетного номера контракта, а также валютные операции с нерезидентами, одной из сторон которых являются Национальный Банк Республики Казахстан и (или) Министерство финансов Республики Казахстан.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом Республики Казахстан от 13 июня 2005 года №57-III «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютные операции между нерезидентами на территории Республики Казахстан осуществляются без ограничений, за исключением случая введения в Республике Казахстан специального валютного режима путём издания Президентом Республики Казахстан соответствующего акта. Специальный валютный режим вводится как крайняя мера в случаях угрозы экономической безопасности Республики Казахстан и стабильности её финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики. Срок действия специального валютного режима не может превышать 1 год.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений в порядке, установленном Национальным Банком Республики Казахстан, и при условии соблюдения указанных выше валютных режимов.

Резиденты вправе совершать сделки с нерезидентами в национальной валюте Республики Казахстан и (или) иностранной валюте по соглашению сторон в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан.

Нерезиденты в установленном законом порядке вправе без ограничений получать и переводить дивиденды, вознаграждения и иные доходы, полученные по вкладам (депозитам), ценным бумагам, заёмным и иным валютным операциям с резидентами.

Платежи и переводы денег по валютным операциям резидентов и нерезидентов, за некоторыми предусмотренными законом исключениями, осуществляются только через счета в уполномоченных банках.

Наличная иностранная валюта, полученная юридическими лицами-резидентами и нерезидентами при проведении валютных операций на территории Республики Казахстан, подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках.

Платежи на территории Республики Казахстан по валютным операциям, в отношении которых установлено требование регистрации, уведомления и (или) получения учетного номера контракта, осуществляются безналичным способом.

Физические лица-резиденты и нерезиденты вправе без ограничения по сумме осуществлять без открытия счета в уполномоченных банках безвозмездные переводы денег на территории Республики Казахстан, из Республики Казахстан и в Республику Казахстан, и иные переводы денег, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и в отношении которых не установлено требование получения учетного номера контракта, регистрации или уведомления.

Продажа и покупка иностранной валюты в Республике Казахстан производятся резидентами и нерезидентами исключительно у уполномоченных банков, имеющих право на организацию обменных операций с иностранной валютой, через обменные пункты таких уполномоченных банков, а также обменные пункты уполномоченных организаций.

Физические лица-резиденты и нерезиденты вправе вывозить из Республики Казахстан наличную иностранную и (или) национальную валюты (за исключением монет из драгоценных металлов), дорожные чеки в размере, не превышающем эквивалента 10 000 долларов США, без таможенного декларирования и представления документов, подтверждающих происхождение вывозимой наличной иностранной валюты.

Ввоз в Республику Казахстан или вывоз из Республики Казахстан физическим лицом-резидентом и нерезидентом наличной иностранной и (или) наличной национальной валюты (за исключением монет из драгоценных металлов), дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, подлежит обязательному таможенному декларированию органу государственных доходов Республики Казахстан, за исключением случаев ввоза или вывоза, осуществляемого с территории или на территорию, являющейся частью таможенной территории Евразийского таможенного союза.

Таможенное декларирование осуществляется путем подачи таможенной декларации в письменной форме на всю сумму ввозимой или вывозимой наличной иностранной и (или) национальной валюты и дорожных чеков с указанием сведений о происхождении и предназначении перемещаемых наличных денег и дорожных чеков.

Экспортно-импортный валютный контроль

Целью экспортно-импортного валютного контроля является обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан резидентами и нерезидентами Республики Казахстан при проведении ими валютных операций, в том числе требований по репатриации иностранной валюты и национальной валюты Республики Казахстан, которая заключается в зачислении на банковские счета в уполномоченных банках:
1)    выручки в национальной и иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг);
2)    национальной и иностранной валюты, переведенной резидентом в пользу нерезидента для осуществления расчетов по импорту товаров, (работ, услуг), в случае неисполнения или неполного исполнения обязательств нерезидентом.

Уполномоченные банки, а так же филиалы Национального Банка Республики Казахстан осуществляют контроль за исполнением требования репатриации по контрактам на сумму свыше эквивалента 50 000 долларов США.

Резидент обязан обеспечить выполнение требования репатриации национальной и иностранной валюты в срок репатриации.

В целях контроля за репатриацией национальной и иностранной валюты в валютном договоре должны обязательно быть предусмотрены сроки исполнения обязательств нерезидентами.

С января 2012 года взамен оформления паспортов сделок на внешнеэкономический контракт было введено требование о необходимости получения резидентами учётного номера валютного договора, предусматривающего экспорт (импорт) товаров.

Порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля, а также условия получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту регламентированы Правилами осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту, которые были утверждены постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 февраля 2012 года №42.

Учетный номер контракта должен быть получен экспортёром или импортёром до проведения платежей и (или) переводов денег по контракту и (или) до перемещения по контракту товаров через границу Республики Казахстан для экспорта или импорта. Учётный номер контракта присваивается уполномоченным банком или филиалом Национального Банка Республики Казахстан отдельно каждому контракту, по которому стоимость поставляемых товаров на дату его заключения превышает 50 000 долларов США в эквиваленте, в следующих случаях:

1)     перемещения товаров через границу Республики Казахстан для экспорта или импорта, в том числе в рамках контракта на выполнение работ, оказание услуг или по контракту лизинга на срок свыше 1-го года;
2)     изменения таможенной процедуры на таможенную процедуру экспорта либо выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, ранее помещенных под другую таможенную процедуру, в связи с переходом права собственности на эти товары от резидента к нерезиденту либо от нерезидента к резиденту;
3)     перехода на обслуживание контракта в уполномоченный банк, не являющийся банком учётной регистрации контракта, в том числе в случае приостановления либо лишения лицензии банка учетной регистрации контракта на проведение банковских и иных операций, и отсутствия оснований для снятия контракта с учетной регистрации;
4)     при уступке экспортером или импортером резиденту права требования по контракту к нерезиденту.

Присвоение учетного номера не требуется для заключенных с нерезидентами контрактов, не предусматривающих перемещение товаров через границу Республики Казахстан для экспорта или импорта, а также при перемещении товаров по контрактам, не предусматривающим возникновение денежного обязательства.

Финансовый мониторинг

В Республике Казахстан осуществляется финансовый мониторинг в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года №191-IV «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» субъектами финансового мониторинга являются:
1)     банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций;
2)     биржи;
3)     страховые (перестраховочные) организации, страховые брокеры, а также общества взаимного страхования;
4)     единый накопительный пенсионный фонд и добровольные накопительные пенсионные фонды;
5)     профессиональные участники рынка ценных бумаг, центральный депозитарий;
6)     нотариусы, осуществляющие нотариальные действия с деньгами и (или) иным имуществом;
7)     адвокаты, другие независимые специалисты по юридическим вопросам – в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в отношении следующей деятельности:
•    купли-продажи недвижимости;
•    управления деньгами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
•    управления банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
•    аккумулирования средств для создания, обеспечения, функционирования или управления компанией;
•    создания, купли-продажи, функционирования юридического лица или управления им;
8)    бухгалтерские организации и профессиональные бухгалтера, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учёта, аудиторские организации;
9)    организаторы игорного бизнеса и лотерей;
10)    операторы почты, оказывающие услуги по переводу денег;
11)    микрофинансовые организации;
12)    платёжные организации;
13)    индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии;
14)    ломбарды;
15)    индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них;
16)    индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
17)    фонд социального медицинского страхования.
На субъектов финансового мониторинга возложена ответственность по надлежащей проверке своих клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников в следующих случаях:
1)    установления деловых отношений с клиентом;
2)    осуществления операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу;
3)    наличия оснований для сомнения в достоверности в ранее полученных данных о клиенте (их представителей), бенефициарном собственнике.
Финансовому мониторингу подлежат операции с деньгами и (или) иным имуществом, если по своему характеру они относится к одному из следующих видов операций:
1)    получение выигрыша в наличной форме по результатам проведения пари, азартной игры в игорных заведениях и лотереи, в том числе в электронной форме, – в сумме, равной или превышающей 3 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
2)    покупка, продажа и обмен наличной иностранной валюты через обменные пункты – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
3)    получение наличных денег по чеку или векселю – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
4)    снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента наличных денег, а равно приём от клиента либо выдача клиенту наличных денег, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 11) и 12) ниже, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
5)    зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в оффшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, либо операции клиента с деньгами и (или) иным имуществом с указанной категорией лиц – в сумме, равной или превышающей 5 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
6)    переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, – в сумме, равной или превышающей 5 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
7)    платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе, – в сумме, равной или превышающей 7 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
8)    приобретение (продажа) за наличные деньги, ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан культурных ценностей – в сумме, равной или превышающей 45 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
9)    операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее 3-х месяцев, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
10)    ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан    наличной валюты, документарных ценных бумаг на предъявителя, векселей, чеков, за исключением ввоза или вывоза, осуществляемого Национальным Банком Республики Казахстан, банками и Национальным оператором почты, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
11)    осуществление страховой выплаты или получение страховой премии в наличной форме, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
12)    внесение, перечисление добровольных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд, а также осуществление пенсионных выплат в наличной форме из единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда за счет добровольных пенсионных взносов – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
13)    получение или предоставление имущества по договору финансового лизинга – в сумме, равной или превышающей 45 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
14)    совершаемые в наличной форме сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом, за исключением сейфовых услуг по имущественному найму (аренде) сейфовых ячеек, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
15)    купля-продажа за наличные деньги драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
16)    сделки с недвижимым и иным имуществом, подлежащие обязательной государственной регистрации, – в сумме, равной или превышающей 200 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
17)    сделки с облигациями и государственными ценными бумагами, за исключением операций репо на организованном рынке методом открытых торгов, – в сумме, равной или превышающей 45 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
18)    сделки с акциями и паями паевых инвестиционных фондов, за исключением операций репо на организованном рынке методом открытых торгов, – в сумме, равной или превышающей 7 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
19)    совершение ломбардных операций с деньгами, ценными бумагами, драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и иными ценностями (кроме монет национальной валюты, изготовленных из драгоценных металлов) – в сумме, равной или превышающей 3 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;
20)    внесение, перечисление отчислений и (или) взносов в фонд социального медицинского страхования – в сумме, равной или превышающей 7 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте.

При этом подозрительные операции подлежат финансовому мониторингу независимо от формы их осуществления и суммы, на которую они совершены либо могут или могли быть совершены. Под подозрительной операцией понимается операция клиента (включая попытку совершения такой операции, операцию, находящуюся в процессе совершения или уже совершенную операцию), в отношении которой возникают подозрения о том, что деньги и (или) иное имущество, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма либо иную преступную деятельность. Признаки (критерии) определения подозрительной операции утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Вместе с тем, обязательными основаниями для изучения субъектом финансового мониторинга совершаемых клиентом операций и фиксирования результатов такого изучения являются:
1)    совершение клиентом сложной, необычно крупной либо не имеющей очевидного экономического смысла или видимой законной цели операции с деньгами и (или) иным имуществом;
2)    совершение клиентом действий, направленных на уклонение от надлежащей проверки и (или) финансового мониторинга;
3)    совершение клиентом операции с деньгами и (или) иным имуществом, по которой имеются основания полагать, что она направлена на обналичивание денег, полученных преступным путем;
4)    совершение операции с деньгами и (или) иным имуществом, участником которой является лицо, зарегистрированное (проживающее) в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а равно с использованием счета в банке, зарегистрированном в таком государстве (территории).

Перечень государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации ФАТФ, составляется уполномоченным органом с учетом документов, издаваемых ФАТФ.

Сведения и информация об операции, подлежащей финансовому мониторингу, не предоставляются адвокатами в случае, если эти сведения и информация получены в связи с оказанием юридической помощи по вопросам представительства и защиты физических и юридических лиц в органах дознания, предварительного следствия, судах, а также при оказании ими юридической помощи в виде консультаций, разъяснений, советов и письменных заключений по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний, составления исковых заявлений, жалоб и других документов правового характера.