БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

По состоянию на 1 февраля 2022 года на финансовом рынке Республики Казахстан работает 22 банка второго уровня. Совокупные активы казахстанских банков   второго уровня на 1 февраля 2022 года составили 36 975,9 млрд. тенге (около 74 млрд. долларов США).

В последние несколько лет в Казахстане стала наблюдаться тенденция по консолидации банков путем их объединения и, соответственно, наблюдается уменьшение количества банков в стране.


Основными нормативными правовыми актами, регулирующими банковскую деятельность в Республике Казахстан, являются:
- Закон   Республики   Казахстан   от   31   августа   1995   г.  «О   банках   и банковской деятельности в Республике Казахстан»;
- Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 г.  «О Национальном Банке Республики Казахстан»;
- Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 г. «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций»;

- Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2001  г.  «О Банке развития Казахстана».


Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк является центральным банком государства и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы.
К особенностям казахстанской банковской системы можно отнести тот факт, что на рынке банковских услуг работают исключительно частные банки. Банк развития Казахстана и Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана (Отбасы Банк), созданные с участием государства, имеют особый статус и выполняют в финансовом секторе специфические функции.


Центральная роль в системе государственного регулирования банковской деятельности принадлежит Национальному Банку Республики Казахстан, который подотчетен напрямую Президенту Республики Казахстан.

Национальный Банк Республики Казахстан является государственным органом, обеспечивающим разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, функционирование платежных систем, осуществляющим валютное регулирование и валютный контроль, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и проводящим государственную статистику, а также осуществляющим в пределах своей компетенции государственное регулирование, контроль и надзор за финансовым рынком, финансовыми организациями и иными лицами и в области финансового законодательства Республики Казахстан.
Основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации этой цели на Национальный Банк Республики Казахстан возлагаются следующие задачи:
1) разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;
2) обеспечение функционирования платежных систем;
3) осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
4) содействие обеспечению стабильности финансовой системы;
5) осуществление статистической деятельности в области денежно- кредитной статистики, статистики финансового рынка и статистики внешнего сектора.

Образно говоря, с одной стороны Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет банковское обслуживание своего основного клиента – государства в лице его центральных органов, осуществляя традиционные банковские операции. С другой стороны, исходя из своих специфических задач, Национальный Банк Республики Казахстан выступает в качестве органа управления в финансовой сфере (осуществляет валютный контроль, принимает нормативные правовые акты и т.д.) и несет ответственность за нормальное функционирование всей финансовой системы.
До 01 января 2020 года основные контрольно-надзорные функции в отношении, как банков, так и иных финансовых организаций осуществлял Национальный банк РК.


Указом Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года №203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» c 1 января 2020 года был учрежден новый государственный орган Республики Казахстан – Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство).

Агентство является государственным органом, обеспечивающим надлежащий уровень защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и развитию финансового рынка, осуществляющим государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций, а также иных лиц в пределах компетенции.

Агентство также, как и Национальный Банк Республики Казахстан, подчинено и подотчетно Президенту Республики Казахстан.


Задачами Агентства являются:
1) регулирование и развитие финансового рынка, в том числе установление стандартов деятельности финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций
2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан в целях сохранения устойчивости финансовой системы;
3) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;
4) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан и оказываемых ими финансовых услугах, а также повышения уровня финансовой грамотности и финансовой доступности для населения;
5) реализация мер по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг;
6) создание равных условий для функционирования соответствующих видов финансовых организаций на принципах добросовестной конкуренции;

7) повышение уровня стандартов и методов регулирования, контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, использование мер по обеспечению своевременного и полного выполнения ими принятых обязательств.


В целях государственного регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций Агентство осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
1) выдает и отзывает разрешения на открытие (создание) финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, их добровольную реорганизацию и ликвидацию, в том числе добровольную реорганизацию банковских и страховых холдингов, добровольное прекращение деятельности филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, а также определяет порядок выдачи указанных разрешений;
2) дает согласие либо отказывает в даче согласия на избрание (назначение) лиц на должности руководящих работников финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, банковских холдингов, страховых холдингов, а также определяет порядок дачи указанного согласия либо отказа в даче согласия, включая критерии отсутствия безупречной деловой репутации;
3) осуществляет лицензирование деятельности в финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов;
4) издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения финансовыми организациями, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалами страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалами страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, потребителями финансовых услуг, другими физическими и юридическими лицами на территории Республики Казахстан
5) утверждает пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, в том числе на консолидированной основе;
6) осуществляет контроль над соблюдением финансовыми организациями установленных лимитов и нормативов, а также требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
7) проверяет деятельность финансовых организаций, в том числе осуществляет дистанционный надзор;

8) применяет ограниченные меры воздействия, меры надзорного реагирования в отношении финансовых организаций.


Развитие законодательства о банковской деятельности направлено на усовершенствование механизма регулирования деятельности банков, что, в конечном счете, способствует устойчивости всего финансового сектора Республики Казахстан. В частности, за последние годы приняты изменения в законодательство, связанные с повышением прозрачности структуры и управления банками. К примеру, введены понятия «банковского холдинга», «банковского конгломерата», установлены новые правила выдачи уполномоченным органом разрешений и согласований при приобретении статуса банковского холдинга, крупного участника банка, участия банков в деятельности дочерних и зависимых структур.


В частности, под банковским холдингом понимается юридическое лицо (за исключением случаев, когда таким владельцем является государство или национальный управляющий холдинг, организация, специализирующаяся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, дочерние организации Национального Банка Республики Казахстан, а также случаев, предусмотренных Законом о банках и банковской деятельности), которое в соответствии с письменным согласием уполномоченного органа может владеть прямо или косвенно двадцатью пятью или более процентами размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных банком) акций банка или иметь возможность:

голосовать прямо или косвенно двадцатью пятью или более процентами голосующих акций банка;
определять решения, принимаемые банком, в силу договора либо иным образом или иметь контроль.
Под банковским конгломератом понимается группа юридических лиц, состоящая из банковского холдинга (при наличии) и банка, а также дочерних организаций банковского холдинга и (или) дочерних организаций банка и (или) организаций, в которых банковский холдинг и (или) его дочерние организации, и (или) банк имеют значительное участие в капитале.
В состав банковского конгломерата не входят национальный управляющий холдинг, банковский холдинг-нерезидент Республики Казахстан, а также дочерние организации и организации, в которых банковский холдинг-нерезидент Республики Казахстан имеет значительное участие в капитале, являющиеся нерезидентами Республики Казахстан.


Крупным участником банка является физическое или юридическое лицо (за исключением случаев, когда таким владельцем является государство или национальный управляющий холдинг, организация, специализирующаяся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, дочерние организации Национального Банка Республики Казахстан, а также случаев, предусмотренных Законом о банках и банковской деятельности), которое в соответствии с письменным согласием уполномоченного органа может владеть прямо или косвенно десятью или более процентами размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных банком) акций банка или иметь возможность:

голосовать прямо или косвенно десятью или более процентами голосующих акций банка;
оказывать влияние на принимаемые банком решения в силу договора либо иным образом в порядке, определяемом нормативным правовым актом уполномоченного органа.


Агентство как уполномоченный орган выдает согласие на приобретение физическими и юридическими лицами статуса крупного участника банка и банковского холдинга.

Для того, чтобы открыть банк в Казахстане необходимо получить соответствующее разрешение Агентства, которое будет иметь юридическую силу до принятия Агентством решения о выдаче банку лицензии на проведение банковской операции.


Банки создаются только в форме акционерных обществ.

Учредителями и акционерами банка могут быть юридические и физические лица - резиденты и нерезиденты Республики Казахстан (с учетом ограничений, установленных Законом РК «О банках и банковской деятельности»).
В частности, по общему правилу, юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается уполномоченным органом, не могут прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться голосующими акциями банков-резидентов Республики Казахстан.
Выше приведен лишь один из запретов, предусмотренных законом.
Также банки-нерезиденты Республики Казахстан вправе открыть филиал на территории Республики Казахстан после получения соответствующего разрешения Агентства.


Банк-нерезидент Республики Казахстан вправе обратиться в уполномоченный орган для получения разрешения на открытие филиала на территории Республики Казахстан при выполнении следующих условий:

1) сумма совокупных активов банка-нерезидента Республики Казахстан должна быть не ниже суммы, эквивалентной двадцати миллиардам долларов США;
2) государство, резидентом которого является банк-нерезидент Республики Казахстан, является участником международного сотрудничества в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также осуществляет сотрудничество с группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);
3) наличие соглашения между уполномоченным органом и органом финансового надзора государства, резидентом которого является банк-нерезидент Республики Казахстан.


Соглашение между уполномоченным органом и органом финансового надзора государства, резидентом которого является банк-нерезидент Республики Казахстан, должно содержать порядок обмена конфиденциальной информацией, составляющей коммерческую тайну на рынке ценных бумаг, банковскую тайну, тайну страхования или иную охраняемую законом тайну, порядок сотрудничества по вопросам открытия филиала банка-нерезидента Республики Казахстан, лицензирования, согласования руководящих работников, регулирования, контроля и надзора (в том числе проведения проверок деятельности) и прекращения деятельности банка-нерезидента Республики Казахстан и его филиала, а также иные вопросы взаимодействия для целей осуществления контрольных и надзорных функций;

4) наличие письменного уведомления органа финансового надзора государства, резидентом которого является банк-нерезидент Республики Казахстан, о том, что он не возражает против открытия филиала банка-нерезидента Республики Казахстан на территории Республики Казахстан, либо заявления органа финансового надзора указанного государства о том, что такое разрешение по законодательству государства, резидентом которого является банк-нерезидент Республики Казахстан, не требуется;
5) наличие письменного подтверждения органа финансового надзора государства, резидентом которого является банк-нерезидент Республики Казахстан, о том, что банк-нерезидент Республики Казахстан обладает действующей лицензией на осуществление банковской деятельности.


С точки зрения Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности» к операциям, осуществление которых возможно только банками, относятся:

1) прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
2) прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
3) открытие и ведение корреспондентских счетов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
4) открытие и ведение банками металлических счетов физических и юридических лиц, на которых отражается физическое количество аффинированных драгоценных металлов и монет из драгоценных металлов, принадлежащих данному лицу;
5) кассовые операции: прием и выдача банками и Национальным оператором почты наличных денег, включая их размен, обмен, пересчет, сортировку, упаковку и хранение;
6) переводные операции: выполнение поручений физических и юридических лиц по платежам и переводам денег;
7) учетные операции: учет (дисконт) векселей и иных долговых обязательств физических и юридических лиц;
8) банковские заемные операции: предоставление банком, ипотечной организацией, организацией, не являющейся банком, осуществляющей брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, или организациями, осуществляющими кредитование субъектов агропромышленного комплекса, сто процентов голосующих акций которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;
9) обменные операции с иностранной валютой, включая обменные операции с наличной иностранной валютой;
10) инкассация банкнот, монет и ценностей;
11) прием на инкассо платежных документов (за исключением векселей);
12) открытие (выставление) и подтверждение аккредитива и исполнение обязательств по нему;
13) выдача банками банковских гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме;
14) выдача банками банковских поручительств и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме.


До начала осуществления какой-либо из вышеуказанных операций необходимо получить соответствующую лицензию в уполномоченном органе.

По общему правилу банкам запрещаются осуществление операций и сделок в качестве предпринимательской деятельности, не относящихся к банковской деятельности, а также приобретение долей участия в уставных капиталах или акций юридических лиц, создание и участие в деятельности некоммерческих организаций, за исключением членства в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан, а также случаев, установленных указанным Законом, и осуществление сделок с ценными бумагами в случаях, предусмотренных Законом.
В настоящий момент в Казахстане помимо, так называемых традиционных банков, действуют исламские банки.
Предпосылки для открытия исламских банков в Казахстане появились в 2009 году, когда Законом Республики Казахстан от 12 февраля 2009 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования» в Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты были внесены изменения по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования.
В целях реализации требований данного закона разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан.
Таким образом, обозначенные изменения в законодательстве позволят внедрить альтернативные формы финансирования, и, возможно, будет способствовать снижению процентных ставок на банковские услуги в Казахстане.