БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

По состоянию на 1 января 2020 года на финансовом рынке Республики Казахстан работает 27 банков. Совокупные активы казахстанских банков второго уровня на 1 января 2020 года составили 26 814,0 млрд. тенге (около 68 млрд. долларов США).

В последние несколько лет в Казахстане стала наблюдаться тенденция по консолидации банков путем их объединения и, соответственно, наблюдается уменьшение количества банков в стране.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими банковскую деятельность в Республике Казахстан, являются:

-      Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. “О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан”;

-      Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 г. “О Национальном Банке Республики Казахстан”;

-      Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 г. “О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций”;

-      Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2001 г. “О Банке развития Казахстана”.

Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк является центральным банком государства и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Все иные банки предс­тавляют собой нижний (второй) уровень банковской системы.

К особенностям казахстанской банковской системы можно отнести тот факт, что на рынке банковских услуг работают исключительно частные банки. Банк развития Казахстана и Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана, созданные с участием государства, имеют особый статус и выполняют в финансовом секторе специфические функции.  

Центральная роль в системе государственного регулирования банковской деятельности принадлежит Национальному Банку Республики Казахстан, который подотчетен напрямую Президенту Республики Казахстан.

Национальный Банк Республики Казахстан является государственным органом, обеспечивающим разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, функционирование платежных систем, осуществляющим валютное регулирование и валютный контроль,  содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и проводящим государственную статистику, а также осуществляющим в пределах своей компетенции государственное регулирование, контроль и надзор за финансовым рынком, финансовыми организациями и иными лицами и в области финансового законодательства Республики Казахстан.

Основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации этой цели на Национальный Банк Республики Казахстан возлагаются следующие задачи:

1)    разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;

2)    обеспечение функционирования платежных систем;

3)    осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

4)    содействие обеспечению стабильности финансовой системы;

5)    осуществление статистической деятельности в области денежно-кредитной статистики, статистики финансового рынка и статистики внешнего сектора.

Образно говоря, с одной стороны Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет банковское обслуживание своего основного клиента – государства в лице его центральных органов, осуществляя традиционные банковские операции. С другой стороны, исходя из своих специфических задач, Национальный Банк Республики Казахстан выступает в качестве органа управления в финансовой сфере (осуществляет валютный контроль, принимает нормативные правовые акты и т.д.) и несет ответственность за нормальное функционирование всей финансовой системы.

До 01 января 2020 года основные контрольно-надзорные функции в отношении, как банков, так и иных финансовых организаций осуществлял Национальный банк РК.

Указом Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года №203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» c 1 января 2020 года был учрежден новый государственный орган Республики Казахстан – Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство).

Агентство является государственным органом, обеспечивающим надлежащий уровень защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и развитию финансового рынка, осуществляющим государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций, а также иных лиц в пределах компетенции.

Агентство также как и Национальный Банк Республики Казахстан подчинено и подотчетно Президенту Республики Казахстан.

Задачами Агентства являются:

1)    реализация мер по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг;

2)    создание равных условий для функционирования соответствующих видов финансовых организаций на принципах добросовестной конкуренции;

3)    повышение уровня стандартов и методов регулирования, контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, использование мер по обеспечению своевременного и полного выполнения ими принятых обязательств.

В целях государственного регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций Агентство осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

1)    выдает и отзывает разрешения на открытие (создание) финансовых организаций, их добровольную реорганизацию и ликвидацию, в том числе добровольную реорганизацию банковских и страховых холдингов, а также определяет порядок выдачи указанных разрешений и согласия;

2)    осуществляет лицензирование деятельности в финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов;

3)    издает общеобязательные нормативные правовые акты для исполнения финансовыми организациями, потребителями финансовых услуг, другими физическими и юридическими лицами на территории Республики Казахстан;

4)    утверждает пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для финансовых организаций;

5)    осуществляет контроль над соблюдением финансовыми организациями установленных лимитов и нормативов, а также требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

6)    проверяет деятельность финансовых организаций, в том числе осуществляет дистанционный надзор;

7)    применяет меры воздействия, меры надзорного реагирования в отношении финансовых организаций. 

Развитие законодательства о банковской деятельности направлено на усовершенствование механизма регулирования деятельности банков, что, в конечном счете, способствует устойчивости всего финансового сектора Республики Казахстан. В частности, за последние годы приняты изменения в законодательство, связанные с повышением прозрачности структуры и управления банками. К примеру, введены понятия «банковского холдинга», «банковского конгломерата», установлены новые правила выдачи уполномоченным органом разрешений и согласований при приобретении статуса банковского холдинга, крупного участника банка, участия банков в деятельности дочерних и зависимых структур. 

В частности, под банковским холдингом понимается юридическое лицо (за исключением случаев, когда таким владельцем является государство или национальный управляющий холдинг, организация, специализирующаяся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, дочерние организации Национального Банка Республики Казахстан, а также случаев, предусмотренных Законом о банках и банковской деятельности), которое в соответствии с письменным согласием уполномоченного органа может владеть прямо или косвенно двадцатью пятью или более процентами размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных банком) акций банка или иметь возможность:

·           голосовать прямо или косвенно двадцатью пятью или более процентами голосующих акций банка;

·           определять решения, принимаемые банком, в силу договора либо иным образом или иметь контроль.

Под банковским конгломератом понимается группа юридических лиц, состоящая из банковского холдинга (при наличии) и банка, а также дочерних организаций банковского холдинга и (или) дочерних организаций банка и (или) организаций, в которых банковский холдинг и (или) его дочерние организации, и (или) банк имеют значительное участие в капитале.

В состав банковского конгломерата не входят национальный управляющий холдинг, банковский холдинг-нерезидент Республики Казахстан, а также дочерние организации и организации, в которых банковский холдинг-нерезидент Республики Казахстан имеет значительное участие в капитале, являющиеся нерезидентами Республики Казахстан.

Крупным участником банка является физическое или юридическое лицо (за исключением случаев, когда таким владельцем является государство или национальный управляющий холдинг, организация, специализирующаяся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, дочерние организации Национального Банка Республики Казахстан, а также случаев, предусмотренных Законом о банках и банковской деятельности), которое в соответствии с письменным согласием уполномоченного органа может владеть прямо или косвенно десятью или более процентами размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных банком) акций банка или иметь возможность:

·           голосовать прямо или косвенно десятью или более процентами голосующих акций банка;

·           оказывать влияние на принимаемые банком решения в силу договора либо иным образом в порядке, определяемом нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Агентство как уполномоченный орган выдает согласие на приобретение физическими и юридическими лицами статуса крупного участника банка и банковского холдинга.

Для того, чтобы открыть банк в Казахстане необходимо получить соответствующее разрешение Агентства, которое будет иметь юридическую силу до принятия Агентством решения о выдаче банку лицензии на проведение банковской операции.

Банки создаются только в форме акционерных обществ.

Учредителями и акционерами банка могут быть юридические и физические лица - резиденты и нерезиденты Республики Казахстан (с учетом ограничений, установленных Законом РК «О банках и банковской деятельности»).

В частности, по общему правилу, юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается уполномоченным органом, не могут прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться голосующими акциями банков-резидентов Республики Казахстан.

Выше приведен лишь один из запретов, предусмотренных законом.

С точки зрения Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности» к операциям, осуществление которых возможно только банками, относятся:

1)    прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

2)    прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц;

3)    открытие и ведение корреспондентских счетов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

4)    открытие и ведение банками металлических счетов физических и юридических лиц, на которых отражается физическое количество аффинированных драгоценных металлов и монет из драгоценных металлов, принадлежащих данному лицу;

5)    кассовые операции: прием и выдача банками и Национальным оператором почты наличных денег, включая их размен, обмен, пересчет, сортировку, упаковку и хранение;

6)    переводные операции: выполнение поручений физических и юридических лиц по платежам и переводам денег;

7)    учетные операции: учет (дисконт) векселей и иных долговых обязательств физических и юридических лиц;

8)    банковские заемные операции: предоставление банком, ипотечной организацией, организацией, не являющейся банком, осуществляющей брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, или дочерними организациями национального управляющего холдинга в сфере агропромышленного комплекса кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;

9)    организация обменных операций с иностранной валютой, включая обменные операции с наличной иностранной валютой;

10)    инкассация банкнот, монет и ценностей;

11)    прием на инкассо платежных документов (за исключением векселей);

12)    открытие (выставление) и подтверждение аккредитива и исполнение обязательств по нему;

13)    выдача банками банковских гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме;

14)    выдача банками банковских поручительств и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме.

До начала осуществления какой-либо из вышеуказанных операций необходимо получить соответствующую лицензию в уполномоченном органе.

По общему правилу банкам запрещаются осуществление операций и сделок в качестве предпринимательской деятельности, не относящихся к банковской деятельности, а также приобретение долей участия в уставных капиталах или акций юридических лиц, создание и участие в деятельности некоммерческих организаций, за исключением членства в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан, а также случаев, установленных указанным Законом, и осуществление сделок с ценными бумагами в случаях, предусмотренных Законом.

В настоящий момент в Казахстане помимо, так называемых традиционных банков, действуют исламские банки.

Предпосылки для открытия исламских банков в Казахстане появились в 2009 году, когда Законом Республики Казахстан от 12 февраля 2009 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования» в Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты были внесены изменения по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования.

В целях реализации требований данного закона разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан.

Таким образом, обозначенные изменения в законодательстве позволят внедрить альтернативные формы финансирования, и, возможно, будет способствовать снижению процентных ставок на банковские услуги в Казахстане.