СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ

Важно понимать, что термин «Слияния и Поглощения» с точки зрения казахстанского права не является юридическим термином. Лишь в небольшом количестве проектов по Слияниям и Поглощениям можно встретить с такими формами реорганизации, как слияние либо присоединение.

Правовые процедуры при приобретении бизнеса

Законодательство Республики Казахстан позволяет выделить следующие правовые процедуры при приобретении бизнеса:

·         приобретение долей участия/акций в ТОО/АО;

·         приобретение основного имущества у действующего юридического лица (промышленное оборудование, недвижимость и т. д.);

·         заключение договора франчайзинга, приобретение прав на интеллектуальную собствен­ность;

·         прода­жа предприятия как имущественного комплекса.

Сравнение двух наиболее распространенных способов приобретения бизнеса:

Критерий

Приобретение долей участия/акций в ТОО/АО

Приобретение основного имущества

Скорость приобретения

Как правило, высокая

Как правило, ниже

Сопутствующие расходы

Низкие

Могут быть значительными

«Исторические» риски

Сохраняются

Минимизируются

Специальные разрешения, лицензии

Сохраняются

Не сохраняются

Контракты с контрагентами

Сохраняются

Не сохраняются

Обязательства

Сохраняются

Как правило, не сохраняются


Особенности законодательства Республики Казахстан при осуществлении сделок по Слияниям и Поглощениям 

При осуществлении сделок по Слияниям и Поглощениям необходимо учитывать некоторые особенности законодательства. Существуют случаи, когда Слияния и Поглощения / регистрация / перерегистрация / реорганизация сопровождаются «согласованиями» с государственными органами.

Представленная ниже таблица содержит резюме наиболее распространенных случаев:


Перечень случаев

В отношении финансовых организаций

1.   

Приобретение статуса крупного участника банка / банковского холдинга

2.   

Получения разрешения на создание страховой (перестраховочной) организации

3.   

Получение страховой (перестраховочной) организацией и страховым холдингом разрешения на создание или приобретение дочерней организации

4.   

Получения разрешения Национального Банка Республики Казахстан на добровольную реорганизацию страховой (перестраховочной) организации

В отношении антимонопольного законодательства 1

5. 

Подача ходатайства в антимонопольный орган о предоставлении согласия на экономическую концентрацию в следующих случаях:

1)    реорганизация субъекта рынка путем слияния или присоединения;

2)  приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных акций (долей участия в уставном капитале, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось (не распоряжалась)  акциями (долями участия в уставном капитале, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось пятьюдесятью или менее процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) указанного субъекта рынка;

3)  получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество.

6. 

Подача уведомления в антимонопольный орган о заключении сделок, признаваемых экономической концентрацией в следующих случаях:

1) приобретение субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;

2) участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условий ведения их предпринимательской деятельности.

В отношении законодательства о недрах и недропользовании

7.   

Соблюдение приоритетного права государства на приобретение отчуждаемого по возмездным и безвозмездным основаниям права недропользования (его части) и (или) объектов, связанных с правом недропользования в отношении участков недр, месторождений, имеющих стратегическое значение.

8.   

Подача заявления о выдаче разрешения на отчуждение права недропользования и связанных с ним прав.

В отношении стратегических объектов

9.   

Получение разрешения Правительства на обременение стратегических объектов либо их отчуждение.

10.

Соблюдение приоритетного права покупки стратегического объекта по рыночной стоимости (право принадлежит Правительству Республики Казахстан, а также по его решению – национальному управляющему холдингу).


Ограничения для иностранного участия в юридических лицах Республики Казахстан

Несмотря на то, что законодательство Республики Казахстан предусматривает национальный режим для иностранных инвесторов, существуют некоторые ограничения для иностранного участия в юридических лицах Республики Казахстан.  Приведенная ниже таблица содержит перечень подобных ограничений, которые наиболее распространены:


Ограничения, установленные законодательством

Иностранным физическим и юридическим лицам запрещается прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20% акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республики Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере.

2.

Иностранцам, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами без создания юридического лица на территории Республики Казахстан запрещается управление или эксплуатация магистральными линиями связи,

3.

Физическим и юридическим лицами запрещается приобретение или иное получение в собственность самостоятельно или в составе группы лиц более 10% голосующих акций, а также долей, паев организации, владеющей и (или) осуществляющей деятельность по управлению или эксплуатации линии связи в качестве оператора междугородной и (или) международной связи, без согласия уполномоченного органа в области связи и информации, а также органов национальной безопасности

4.

Иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрещается прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять в совокупности более чем 49% голосующих акций, а также долей, паев юридического лица, осуществляющего деятельность в области телекоммуникаций в качестве оператора междугородной и (или) международной связи, владеющего наземными (кабельными, в том числе волоконно-оптическими, радиорелейными) линиями связи без положительного решения Правительства Республики Казахстан, основанного на заключении уполномоченного органа в области связи и информации, согласованного с органами национальной безопасности

5.

Юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах, не вправе прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться голосующими акциями страховых (перестраховочных) организаций — резидентов Республики Казахстан.


6.

Юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах, не вправе прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться голосующими акциями банков-резидентов Республики Казахстан.


7.

Иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем 50%, запрещено предоставление в пользование земельных участков до 31 декабря 2021 года (мораторий). После снятия, предоставление возможно сроком до 25 лет.


[1] Согласие антимонопольного органа и его уведомление требуется при условии, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия в уставном капитале, паи) с правом голоса которого приобретаются, или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает 61,5 млн. долларов США.                                                                                                                                                  Выше приведены общие требования для всех организаций, однако для отдельных категорий правила и условия получения разрешения антимонопольного органа могут отличаться (например, организации, занимающие монопольное или доминирующее положение на рынке, финансовые организации).