СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ

Важно понимать, что термин «Слияния и Поглощения» с точки зрения казахстанского права не является юридическим термином. Лишь в небольшом количестве проектов по Слияниям и Поглощениям можно встретить с такими формами реорганизации, как слияние либо присоединение.

Правовые процедуры при приобретении бизнеса

Законодательство Республики Казахстан позволяет выделить следующие правовые процедуры при приобретении бизнеса:

· приобретение долей участия/акций в ТОО/АО;

· приобретение основного имущества у действующего юридического лица (промышленное оборудование, недвижимость и т. д.);

· заключение договора франчайзинга, приобретение прав на интеллектуальную собствен­ность;

· прода­жа предприятия как имущественного комплекса.

Сравнение двух наиболее распространенных способов приобретения бизнеса:

Критерий

Приобретение долей участия/акций в ТОО/АО

Приобретение основного имущества

Скорость приобретения

Как правило, высокая

Как правило, ниже

Сопутствующие расходы

Низкие

Могут быть значительными

«Исторические» риски

Сохраняются

Минимизируются

Специальные разрешения, лицензии

Сохраняются

Не сохраняются

Контракты с контрагентами

Сохраняются

Не сохраняются

Обязательства

Сохраняются

Как правило, не сохраняются


Особенности законодательства Республики Казахстан при осуществлении сделок по Слияниям и Поглощениям 

При осуществлении сделок по Слияниям и Поглощениям необходимо учитывать некоторые особенности законодательства. Существуют случаи, когда Слияния и Поглощения / регистрация / перерегистрация / реорганизация сопровождаются «согласованиями» с государственными органами.

Представленная ниже таблица содержит резюме наиболее распространенных случаев:


Перечень случаев

В отношении финансовых организаций

1.   

Приобретение статуса крупного участника банка / банковского холдинга

2.   

Получения разрешения на создание страховой (перестраховочной) организации

3.   

Получение страховой (перестраховочной) организацией и страховым холдингом разрешения на создание или приобретение дочерней организации

4.   

Получения разрешения Национального Банка Республики Казахстан на добровольную реорганизацию страховой (перестраховочной) организации

В отношении антимонопольного законодательства

5. 

Подача ходатайства в антимонопольный орган о предоставлении согласия на экономическую концентрацию в следующих случаях:

1)    реорганизация субъекта рынка путем слияния или присоединения;

2)    приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных акций (долей участия в уставном капитале, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось (не распоряжалась)  акциями (долями участия в уставном капитале, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось пятьюдесятью или менее процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) указанного субъекта рынка;

3)    получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество.

6. 

Подача уведомления в антимонопольный орган о заключении сделок, признаваемых экономической концентрацией в следующих случаях:

1)     приобретение субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;

2)     участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условий ведения их предпринимательской деятельности.

В отношении законодательства о недрах и недропользовании

7.   

Соблюдение приоритетного права государства на приобретение отчуждаемого по возмездным и безвозмездным основаниям права недропользования (его части) и (или) объектов, связанных с правом недропользования в отношении участков недр, месторождений, имеющих стратегическое значение.

8.   

Подача заявления о выдаче разрешения на отчуждение права недропользования и связанных с ним прав.

В отношении стратегических объектов

9.   

Получение разрешения Правительства на обременение стратегических объектов либо их отчуждение.

10.

Соблюдение приоритетного права покупки стратегического объекта по рыночной стоимости (право принадлежит Правительству Республики Казахстан, а также по его решению – национальному управляющему холдингу).


Ограничения для иностранного участия в юридических лицах Республики Казахстан

Несмотря на то, что законодательство Республики Казахстан предусматривает национальный режим для иностранных инвесторов, существуют некоторые ограничения для иностранного участия в юридических лицах Республики Казахстан.  Приведенная ниже таблица содержит перечень подобных ограничений, которые наиболее распространены:


Ограничения, установленные законодательством

Иностранным физическим и юридическим лицам запрещается прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20% акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республики Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере.

2.

Иностранцам, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами без создания юридического лица на территории Республики Казахстан запрещается управление или эксплуатация магистральными линиями связи,

3.

Физическим и юридическим лицами запрещается приобретение или иное получение в собственность самостоятельно или в составе группы лиц более 10% голосующих акций, а также долей, паев организации, владеющей и (или) осуществляющей деятельность по управлению или эксплуатации линии связи в качестве оператора междугородной и (или) международной связи, без согласия уполномоченного органа в области связи и информации, а также органов национальной безопасности

4.

Иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрещается прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять в совокупности более чем 49% голосующих акций, а также долей, паев юридического лица, осуществляющего деятельность в области телекоммуникаций в качестве оператора междугородной и (или) международной связи, владеющего наземными (кабельными, в том числе волоконно-оптическими, радиорелейными) линиями связи без положительного решения Правительства Республики Казахстан, основанного на заключении уполномоченного органа в области связи и информации, согласованного с органами национальной безопасности

5.

Юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах, не вправе прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться голосующими акциями страховых (перестраховочных) организаций — резидентов Республики Казахстан.


6.

Юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах, не вправе прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться голосующими акциями банков-резидентов Республики Казахстан.


7.

Иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем 50%, запрещено предоставление в пользование земельных участков до 31 декабря 2021 года (мораторий). После снятия, предоставление возможно сроком до 25 лет.