ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

По состоянию на 1 мая 2019 года основным нормативным правовым актом, регулирующим валютные отношения в Республике Казахстан, является Закон Республики Казахстан от 13 июня 2005 года №57-III «О валютном регулировании и валютном контроле». С 1 июля 2019 года будет введён в действие новый Закон Республики Казахстан от 2 июля 2018 года № 167-VI «О валютном регулировании и валютном контроле», содержащий ряд существенных различий в валютном регулировании по сравнению с законом от 13 июня 2005 года.

Указанными выше законами регулируются общественные отношения, возникающие при реализации резидентами и нерезидентами прав на валютные ценности, определяются цели, задачи и порядок валютного регулирования и валютного контроля. За пределами Республики Казахстан действие законов распространяется на резидентов Республики Казахстан.

Основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный Банк Республики Казахстан.

Для целей валютного регулирования и контроля резидентами признаются:

·           граждане Республики Казахстан (за исключением постоянно проживания в иностранном государстве), где бы они не находились;

·           иностранцы и лица без гражданства, имеющие документ на право постоянного проживания в Республике Казахстан (вид на жительство);

·           все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местом нахождения на территории Республики Казахстан, а также их филиалы и представительства с местом нахождения в Республике Казахстан и за ее пределами;

·           дипломатические, торговые и иные официальные представительства Республики Казахстан, находящиеся за пределами Республики Казахстан.

Нерезидентами признаются:

·           иностранцы и лица без гражданства (за исключением имеющих документ на право постоянного проживания в Республике Казахстан);

·           граждане Республики Казахстан, имеющие документ на право постоянного проживания в иностранном государстве;

·           все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, их филиалы и представительства, где бы они не находились (прим.: с 1 июля 2019 года филиалы и представительства иностранных юридических лиц, являющиеся постоянными учреждениями таких иностранных юридических лиц в Республике Казахстан в соответствии с налоговым законодательством, для целей валютного регулирования и контроля будут признаваться резидентами);

·           международные организации, если международным (межгосударственным) соглашением об их учреждении не определено иное;

·           дипломатические и иные официальные представительства иностранных государств.

К валютным операциям относятся:

·           операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве платежного средства;

·           ввоз, пересылка и перевод в Республику Казахстан, а также вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей, национальной валюты, ценных бумаг и платежных документов, номинал которых выражен в национальной валюте, не имеющих номинала ценных бумаг, выпущенных резидентами.

(прим.: с 1 июля 2019 года к валютным операциям будут также отнесены передача валютных ценностей на основании договора об оказании брокерских услуг или в доверительное управление).

К валютным ценностям относятся:

·           иностранная валюта;

·           ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в иностранной валюте;

·           не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные нерезидентами;

·           аффинированное золото в слитках;

·           национальная валюта Республики Казахстан, ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в национальной валюте Республики Казахстан, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами (прим.: с 1 июля 2019 года также в случае их вывоза (перевода) из Республики Казахстан или ввоза (перевода) в Республику Казахстан);

·           не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные резидентами, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами (прим.: с 1 июля 2019 года также в случае их вывоза из Республики Казахстан или ввоза в Республику Казахстан).

Лицензированию в Республике Казахстан подлежит деятельность по организации обменных операций с наличной иностранной валютой уполномоченными организациями. Выдачей лицензий занимается Национальный Банк Республики Казахстан.

Регистрации в Республике Казахстан подлежат следующие валютные операции:  

1)     платежи между резидентами и нерезидентами по коммерческим кредитам, связанным с экспортом (импортом) товаров, на срок более 180 дней, а также на меньший срок в случае, если фактический срок возврата средств или иного исполнения обязательств резидентом или нерезидентом превысил 180 дней;

2)     финансовые займы между резидентами и нерезидентами на срок более 180 дней, а также на меньший срок, в случае если фактический срок возврата средств или иного исполнения обязательств резидентом или нерезидентом превысил 180 дней;

3)     прямые инвестиции нерезидентов в Республику Казахстан и резидентов за границу;

4)     платежи между резидентами и нерезидентами, связанные с приобретением полностью исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, а также передача и получение резидентами денег и иного имущества во исполнение обязательств участника совместной деятельности.

Регистрация указанных выше валютных операций, осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан и требуется при их соответствии одному из следующих условий:

·           сумма валютной операции, предусматривающей поступление имущества (средств) в Республику Казахстан и (или) возникновение обязательств у резидента по возврату имущества (средств) нерезиденту, превышает эквивалент 500 000 долларов США;

·           сумма валютной операции, предусматривающей перевод средств (передачу имущества) из Республики Казахстан и (или) возникновение у резидента требований по возврату имущества (средств) нерезидентом, превышает эквивалент 100 000 долларов США.

Регистрация валютных операций подтверждается выдачей Национальным Банком Республики Казахстан регистрационного свидетельства установленной формы.

В режиме уведомления осуществляются следующие валютные операции:

1)     платежи между резидентами и нерезидентами при осуществлении расчётов по экспорту (импорту) работ, услуг;

2)     приобретение ценных бумаг, внесение денег и иного имущества в целях обеспечения участия в организации (в том числе в уставном капитале) или в качестве взноса в её имущество (за исключением прямых инвестиций);

3)     операции с производными финансовыми инструментами между резидентами и нерезидентами;

4)     платежи резидентов в пользу нерезидентов, платежи нерезидентов в пользу резидентов, связанные с приобретением права собственности на недвижимость;

5)     передача денег и иного имущества резидентами нерезидентам (нерезидентами резидентам) в доверительное управление;

6)     открытие юридическими лицами-резидентами (кроме банков и Национального оператора почты) счетов в иностранных банках;

7)     прямые инвестиции, осуществляемые на основании договора об оказании брокерских услуг, заключенного с брокером-резидентом или на основании договора по управлению инвестиционным портфелем, заключенного с управляющей компанией-резидентом;

8)     собственные операции банков-резидентов, связанные с прямыми инвестициями за границу и прямыми инвестициями нерезидентов в банки;

9)     другие, предусмотренные нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан.

Уведомление резидентами-участниками и (или) уполномоченными банками Национального Банка Республики Казахстан об указанных выше операциях требуется только при соответствии одному из следующих условий:

·           сумма валютной операции, предусматривающей поступление имущества (средств) в Республику Казахстан и (или) возникновение обязательств у резидента по возврату имущества (средств) нерезиденту, превышает эквивалент 500 000 долларов США;

·           сумма валютной операции, предусматривающей перевод средств (передачу имущества) из Республики Казахстан и (или) возникновение у резидента требований по возврату имущества (средств) нерезидентом, превышает эквивалент 100 000 долларов США;

·           сумма платежа и (или) перевода резидентом нерезиденту и (или) нерезидентом резиденту по операциям с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении расчётов, связанных с экспортном (импортом) работ, услуг, превышает эквивалент 100 000 долларов США.

Уведомление Национального Банка Республики Казахстан о валютных операциях подтверждается выдачей свидетельства об уведомлении установленной формы.

Указанные выше режимы валютного регулирования не распространяются на коммерческие кредиты, связанные с экспортом (импортом), по которым требуется получение учетного номера контракта, а также валютные операции с нерезидентами, одной из сторон которых являются Национальный Банк Республики Казахстан и (или) Министерство финансов Республики Казахстан.

С 1 июля 2019 года мониторинг валютных операций будет осуществляться Национальным Банком Республики Казахстан посредством:

1)     учетной регистрации валютных договоров, на основании и (или) во исполнение которых будут проводиться операции движения капитала, (т.е. операции между резидентами и нерезидентами Республики Казахстан, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, предусматривающие: финансовые займы; участие в капитале; операции с ценными бумагами, долями участия и производными финансовыми инструментами; приобретение права собственности на недвижимость, за исключением движимых вещей, приравненных либо отнесенных законами Республики Казахстан к недвижимости; приобретение полностью исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности; передачу денег и иного имущества во исполнение обязательств участника совместной деятельности, а также в доверительное управление, траст; передачу денег и финансовых инструментов профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим валютные операции по поручениям клиентов, на счета для учета и хранения денег, принадлежащих клиентам; безвозмездную передачу денег и иных валютных ценностей).

При этом пороговое значение суммы валютного договора, подлежащего учётной регистрации, устанавливается в размере 500 000 долларов США, вне зависимости от того, подразумевает ли валютный договор поступление средств (имущества) в Республику Казахстан или их перевод (передачу) из Республики Казахстан;

2)     получения от уполномоченных банков уведомлений в форме отчётов о проведенных валютных операциях, включая информацию о проведенных платежах и (или) переводах денег по валютным операциям.

Пороговое значение суммы платежа и (или) перевода денег по валютным операциям, по которым уполномоченным банком осуществляется уведомление, устанавливается в размере 50 000 долларов США;

3)     получения уведомлений о счетах в иностранных банках, открытых резидентами, с осуществлением учетной регистрации таких счетов.

Обязанность уведомления об открытии счёта в иностранном банке возлагается только на юридических лиц-резидентов (за исключением банка и филиала (представительства) иностранной организации). За физических лиц-резидентов уведомление о переводах денег с их собственных счетов в иностранных банках на счета в уполномоченном банке (или на собственные счета в иностранных банках со счетов в уполномоченном банке) осуществляется непосредственно уполномоченным банком, осуществляющим такие переводы;

4)     получения на регулярной основе информации в форме отчётов от филиалов (представительств) иностранных нефинансовых организаций, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан более 1-го года, об операциях с резидентами и нерезидентами.

Вышеуказанную информацию должны будут предоставлять филиалы (представительства) иностранных нефинансовых организаций, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, услуги, связанные с добычей сырой нефти, природного и попутного газа, полезных ископаемых, строительные услуги, архитектурные, инженерные и иные технические услуги, и включенных Национальным Банком Республики Казахстан в специальный перечень.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Валютные операции между нерезидентами на территории Республики Казахстан осуществляются без ограничений, за исключением случая введения в Республике Казахстан специального валютного режима. Специальный валютный режим вводится как крайняя мера в случаях угрозы экономической безопасности Республики Казахстан и стабильности её финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики. Срок действия специального валютного режима не может превышать 1 год.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений при условии соблюдения указанных выше валютных режимов и иных требований.

Продажа и покупка иностранной валюты в Республике Казахстан производятся резидентами и нерезидентами исключительно у уполномоченных банков, имеющих право на организацию обменных операций с иностранной валютой, через обменные пункты таких уполномоченных банков, а также обменные пункты уполномоченных организаций.

Физические лица-резиденты и нерезиденты вправе вывозить из Республики Казахстан наличную иностранную и (или) национальную валюты (за исключением монет из драгоценных металлов), дорожные чеки в размере, не превышающем эквивалента 10 000 долларов США, без таможенного декларирования и представления документов, подтверждающих происхождение вывозимой наличной иностранной валюты. При превышении вышеуказанной суммы ввоз в Республику Казахстан или вывоз из Республики Казахстан наличной иностранной и (или) наличной национальной валюты (за исключением монет из драгоценных металлов), дорожных чеков подлежит обязательному таможенному декларированию, за исключением случаев ввоза или вывоза, осуществляемого с территории или на территорию, являющейся частью таможенной территории Евразийского экономического союза.

Экспортно-импортный валютный контроль

Целью экспортно-импортного валютного контроля является обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан резидентами и нерезидентами Республики Казахстан при проведении ими валютных операций, в том числе требований по репатриации иностранной валюты и национальной валюты Республики Казахстан, которая заключается в зачислении на банковские счета в уполномоченных банках:

1)     выручки в национальной и (или) иностранной валюте от экспорта;

2)     национальной и (или) иностранной валюты, переведенной резидентом в пользу нерезидента для осуществления расчетов по импорту, в случае неисполнения или неполного исполнения обязательств нерезидентом.

С 1 июля 2019 года вводятся новые понятия экспорта и импорта. Под экспортом понимается передача резидентом Республики Казахстан нерезиденту Республики Казахстан товаров, передача частично резидентом Республики Казахстан нерезиденту Республики Казахстан исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнение работ, оказание услуг, передача имущества в аренду резидентом Республики Казахстан нерезиденту Республики Казахстан. Под импортом понимается передача нерезидентом Республики Казахстан резиденту Республики Казахстан товаров, передача частично нерезидентом Республики Казахстан резиденту Республики Казахстан исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнение работ, оказание услуг, передача имущества в аренду нерезидентом Республики Казахстан резиденту Республики Казахстан.

Резидент обязан обеспечить выполнение требования репатриации национальной и иностранной валюты в срок репатриации, для чего в валютном договоре должны обязательно быть предусмотрены сроки исполнения обязательств нерезидентами.

Уполномоченные банки, а также филиалы Национального Банка Республики Казахстан осуществляют контроль за исполнением требования репатриации по контрактам по экспорту или импорту на сумму свыше эквивалента 50 000 долларов США. Такие валютные договоры подлежит учетной регистрации. При этом присвоение учетного номера не требуется для заключенных с нерезидентами контрактов, не предусматривающих перемещение товаров через границу Республики Казахстан.

Финансовый мониторинг

В Республике Казахстан осуществляется финансовый мониторинг в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года №191-IV «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» субъектами финансового мониторинга являются:

1)    банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций;

2)    биржи;

3)    страховые (перестраховочные) организации, страховые брокеры, а также общества взаимного страхования;

4)    единый накопительный пенсионный фонд и добровольные накопительные пенсионные фонды;

5)    профессиональные участники рынка ценных бумаг, центральный депозитарий;

6)    нотариусы, осуществляющие нотариальные действия с деньгами и (или) иным имуществом;

7)    адвокаты, другие независимые специалисты по юридическим вопросам – в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в отношении следующей деятельности:

·     купли-продажи недвижимости;

·     управления деньгами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

·     управления банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

·     аккумулирования средств для создания, обеспечения, функционирования или управления компанией;

·     создания, купли-продажи, функционирования юридического лица или управления им;

8)    бухгалтерские организации и профессиональные бухгалтера, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учёта, аудиторские организации;

9)    организаторы игорного бизнеса и лотерей;

10)  операторы почты, оказывающие услуги по переводу денег;

11)  микрофинансовые организации;

12)  платёжные организации;

13)  индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии;

14)  ломбарды;

15)  индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них;

16)  индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

17)  фонд социального медицинского страхования.

На субъектов финансового мониторинга возложена ответственность по надлежащей проверке своих клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников в следующих случаях:

1)    установления деловых отношений с клиентом;

2)    осуществления операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу;

3)    наличия оснований для сомнения в достоверности в ранее полученных данных о клиенте (их представителей), бенефициарном собственнике.

Финансовому мониторингу подлежат операции с деньгами и (или) иным имуществом, если по своему характеру они относится к одному из следующих видов операций:

1)    получение выигрыша в наличной форме по результатам проведения пари, азартной игры в игорных заведениях и лотереи, в том числе в электронной форме, – в сумме, равной или превышающей 3 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

2)    покупка, продажа и обмен наличной иностранной валюты через обменные пункты – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

3)    получение наличных денег по чеку или векселю – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

4)    снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента наличных денег, а равно приём от клиента либо выдача клиенту наличных денег, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 11) и 12) ниже, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

5)    зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в оффшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, либо операции клиента с деньгами и (или) иным имуществом с указанной категорией лиц – в сумме, равной или превышающей 5 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

6)    переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, – в сумме, равной или превышающей 5 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

7)    платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе, – в сумме, равной или превышающей 7 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

8)    приобретение (продажа) за наличные деньги, ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан культурных ценностей – в сумме, равной или превышающей 45 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

9)    операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее 3-х месяцев, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

10)  ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан    наличной валюты, документарных ценных бумаг на предъявителя, векселей, чеков, за исключением ввоза или вывоза, осуществляемого Национальным Банком Республики Казахстан, банками и Национальным оператором почты, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

11)  осуществление страховой выплаты или получение страховой премии в наличной форме, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

12)  внесение, перечисление добровольных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд, а также осуществление пенсионных выплат в наличной форме из единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда за счет добровольных пенсионных взносов – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

13)  получение или предоставление имущества по договору финансового лизинга – в сумме, равной или превышающей 45 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

14)  совершаемые в наличной форме сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом, за исключением сейфовых услуг по имущественному найму (аренде) сейфовых ячеек, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

15)  купля-продажа за наличные деньги драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

16)  сделки с недвижимым и иным имуществом, подлежащие обязательной государственной регистрации, – в сумме, равной или превышающей 200 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

17)  сделки с облигациями и государственными ценными бумагами, за исключением операций репо на организованном рынке методом открытых торгов, – в сумме, равной или превышающей 45 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

18)  сделки с акциями и паями паевых инвестиционных фондов, за исключением операций репо на организованном рынке методом открытых торгов, – в сумме, равной или превышающей 7 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

19)  совершение ломбардных операций с деньгами, ценными бумагами, драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и иными ценностями (кроме монет национальной валюты, изготовленных из драгоценных металлов) – в сумме, равной или превышающей 3 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

20)  внесение, перечисление отчислений и (или) взносов в фонд социального медицинского страхования – в сумме, равной или превышающей 7 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте.

При этом подозрительные операции подлежат финансовому мониторингу независимо от формы их осуществления и суммы, на которую они совершены либо могут или могли быть совершены. Под подозрительной операцией понимается операция клиента (включая попытку совершения такой операции, операцию, находящуюся в процессе совершения или уже совершенную операцию), в отношении которой возникают подозрения о том, что деньги и (или) иное имущество, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма либо иную преступную деятельность. Признаки (критерии) определения подозрительной операции утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Вместе с тем, обязательными основаниями для изучения субъектом финансового мониторинга совершаемых клиентом операций и фиксирования результатов такого изучения являются:

1)    совершение клиентом сложной, необычно крупной либо не имеющей очевидного экономического смысла или видимой законной цели операции с деньгами и (или) иным имуществом;

2)    совершение клиентом действий, направленных на уклонение от надлежащей проверки и (или) финансового мониторинга;

3)  совершение клиентом операции с деньгами и (или) иным имуществом, по которой имеются основания полагать, что она направлена на обналичивание денег, полученных преступным путем;

4)    совершение операции с деньгами и (или) иным имуществом, участником которой является лицо, зарегистрированное (проживающее) в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а равно с использованием счета в банке, зарегистрированном в таком государстве (территории).

Перечень государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации ФАТФ, составляется уполномоченным органом с учетом документов, издаваемых ФАТФ.

Сведения и информация об операции, подлежащей финансовому мониторингу, не предоставляются адвокатами в случае, если эти сведения и информация получены в связи с оказанием юридической помощи по вопросам представительства и защиты физических и юридических лиц в органах дознания, предварительного следствия, судах, а также при оказании ими юридической помощи в виде консультаций, разъяснений, советов и письменных заключений по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний, составления исковых заявлений, жалоб и других документов правового характера.