ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Основным нормативным правовым актом, регулирующим валютные отношения в Республике Казахстан, является Закон Республики Казахстан от 2 июля 2018 года «О валютном регулировании и валютном контроле».

Указанным выше законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением валютных операций и возникающие при реализации резидентами и нерезидентами прав на валютные ценности, определяются цели, задачи и порядок валютного регулирования и валютного контроля. За пределами Республики Казахстан действие законов распространяется на резидентов Республики Казахстан.

Основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный Банк Республики Казахстан.

Для целей валютного регулирования и контроля резидентами признаются:

·           граждане Республики Казахстан (за исключением постоянно проживающих в иностранном государстве), где бы они не находились;

·           иностранцы и лица без гражданства, имеющие документ на право постоянного проживания в Республике Казахстан (вид на жительство);

·           все юридические лица (за исключением международных организаций), созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местом нахождения на территории Республики Казахстан, а также их филиалы и представительства;

·           международные организации с местом нахождения в Республике Казахстан, если международным договором об их учреждении для них определен статус резидента;

·           загранучреждения Республики Казахстан;

·           филиалы (представительства) иностранных нефинансовых организаций, которые являются постоянными учреждениями таких иностранных нефинансовых организаций в Республике Казахстан в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением признаваемых нерезидентами Республики Казахстан (см. ниже);

·           филиалы иностранных финансовых организаций, которые в соответствии с законами Республики Казахстан вправе осуществлять банковскую и (или) страховую деятельность на территории Республики Казахстан (прим.: вступает в силу с 16 декабря 2020 года).

Нерезидентами признаются:

·           иностранцы и лица без гражданства (за исключением имеющих документ на право постоянного проживания в Республике Казахстан (вид на жительство));

·           граждане Республики Казахстан, имеющие документ на право постоянного проживания в иностранном государстве;

·           юридические лица и организации, не образующие юридическое лицо, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Казахстан, а также их филиалы (представительства) в Республике Казахстан, осуществляющие деятельность, которая не приводит к образованию постоянного учреждения нерезидента в Республике Казахстан в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

·           филиалы (представительства) иностранных нефинансовых организаций, для которых статус нерезидента по валютному законодательству Республики Казахстан установлен условиями заключенных с ними от имени Республики Казахстан соглашений (прим.: перечень таких филиалов (представительств) устанавливается актом Правительства Республики Казахстан);

·           международные организации, если международным (межгосударственным) соглашением об их учреждении не определено иное;

·           дипломатические и иные официальные представительства иностранных государств.

К валютным операциям относятся:

·           операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве платежного средства;

·           ввоз, пересылка и перевод в Республику Казахстан, а также вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей;

·           передача валютных ценностей в доверительное управление;

·           передача валютных ценностей на основании договора об оказании брокерских услуг.

К валютным ценностям относятся:

·           иностранная валюта;

·           ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в иностранной валюте;

·           не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные нерезидентами;

·           аффинированное золото в слитках;

·           национальная валюта Республики Казахстан, ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в национальной валюте Республики Казахстан, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами или между нерезидентами, а также их вывоза (перевода) из Республики Казахстан или ввоза (перевода) в Республику Казахстан;

·           не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные резидентами, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами или между нерезидентами, а также их вывоза из Республики Казахстан или ввоза в Республику Казахстан. 

Лицензированию в Республике Казахстан подлежит деятельность по организации обменных операций с наличной иностранной валютой уполномоченными организациями или банками. Выдачей лицензий занимается Национальный Банк Республики Казахстан.

Мониторинг валютных операций осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан посредством:

1)     учетной регистрации валютных договоров.

Учётной регистрации с присвоением учётных номеров подлежат договоры, на основании и (или) во исполнение которых между резидентами и нерезидентами проводятся операции движения капитала, к которым относятся:

(1)    финансовые займы, которые, в свою очередь, включают:

·       займы, за исключением обязательств, возникающих при предварительной оплате, отсрочке и рассрочке оплаты экспорта или импорта;

·       деньги, передаваемые в обеспечение исполнения обязательств должника;

·       финансирование под уступку денежного требования поставщиков и получателей (продавцов и покупателей) товаров (работ, услуг);

·       финансирование третьими лицами приобретения товаров (работ, услуг) и иных сделок, а также исполнение третьими лицами обязательств должника перед кредитором, в результате которых возникает обязанность лица, за которого исполнено обязательство, по возврату денег и иного имущества лицу, предоставившему такое финансирование и (или) осуществившему такое исполнение;

·       финансовый лизинг, аренда недвижимости с последующим выкупом, за исключением аренды движимых вещей, приравненных либо отнесенных законами Республики Казахстан к недвижимости;

(2)    участие в капитале, которое, в свою очередь, включает:

·       участие в уставном капитале, имуществе юридического лица, простого товарищества, консорциума, в том числе в виде акций, долей участия, вкладов и (или) голосов участников;

·       участие в капитале юридического лица ином, чем уставный капитал;

(3)    операции с ценными бумагами, долями участия и производными финансовыми инструментами;

(4)    приобретение права собственности на недвижимость (за исключением движимых вещей, приравненных либо отнесенных законами Республики Казахстан к недвижимости, и операций физических лиц-резидентов);

(5)    приобретение полностью исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (за исключением приобретения полностью исключительного права на результат интеллектуальной творческой деятельности);

(6)    передача денег и иного имущества во исполнение обязательств участника совместной деятельности, а также в доверительное управление, траст;

(7)    передача денег и финансовых инструментов профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим валютные операции по поручениям клиентов, на счета для учета и хранения денег, принадлежащих клиентам;

(8)    безвозмездная передача денег и иных валютных ценностей (за исключением операций физических лиц-резидентов).

При этом пороговое значение суммы валютного договора, подлежащего учётной регистрации, устанавливается в размере свыше 500 000 долларов США, вне зависимости от того, подразумевает ли валютный договор поступление имущества (денег) в Республику Казахстан или их передачу (перевод) из Республики Казахстан, либо возникновение обязательств у резидента по возврату имущества (денег) нерезиденту или возникновение у резидента требований по возврату имущества (денег) нерезидентом;

2)     получения уведомлений о проведенных валютных операциях.

Уведомление Национального Банка Республики Казахстан о проведении валютных операций осуществляется уполномоченными банками в форме отчётов на основании сведений, полученных, при проведении платежей и (или) переводов денег.

При этом пороговое значение суммы платежа и (или) перевода денег по валютным операциям, по которым уполномоченным банком осуществляется уведомление, устанавливается в размере 50 000 долларов США и выше;

3)     получения уведомлений о счетах в иностранных банках, открытых резидентами.

Обязанность уведомления Национального Банка Республики Казахстан об открытии счёта в иностранном банке с присвоением учётного номера такому счёту возлагается только на юридических лиц-резидентов (за исключением банка и филиала (представительства) иностранной организации). За физических лиц-резидентов уведомление о переводах денег с их собственных счетов в иностранных банках на счета в уполномоченном банке (или на собственные счета в иностранных банках со счетов в уполномоченном банке) осуществляется непосредственно уполномоченным банком, осуществляющим такие переводы;

4)     получения на регулярной основе информации от филиалов (представительств) иностранных нефинансовых организаций.

Информация об операциях с резидентами и нерезидентами в виде отчётов по установленным формам предоставляется филиалами (представительствами) иностранных нефинансовых организаций, осуществляющими деятельность в Республике Казахстан более 1-го года и включенными Национальным Банком Республики Казахстан в специальный список. В список включаются филиалы (представительства), осуществляющие следующие виды деятельности:

·           добычу сырой нефти, природного и попутного газа;

·           строительные услуги;

·           услуги, связанные с добычей полезных ископаемых;

·           архитектурные, инженерные и иные технические услуги;

·           научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Валютные операции между нерезидентами на территории Республики Казахстан осуществляются без ограничений, за исключением случая введения в Республике Казахстан специального валютного режима. Специальный валютный режим вводится как крайняя мера в случаях угрозы экономической безопасности Республики Казахстан и стабильности её финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики. Срок действия специального валютного режима не может превышать 1 год.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений при условии соблюдения указанных выше требований в рамках валютного мониторинга.

Продажа и покупка иностранной валюты в Республике Казахстан производятся резидентами и нерезидентами исключительно у уполномоченных банков, имеющих право на организацию обменных операций с иностранной валютой, через обменные пункты таких уполномоченных банков, а также обменные пункты уполномоченных организаций.

Физические лица-резиденты и нерезиденты вправе вывозить из Республики Казахстан наличную иностранную и (или) национальную валюты (за исключением монет из драгоценных металлов), дорожные чеки в размере, не превышающем эквивалента 10 000 долларов США, без таможенного декларирования и представления документов, подтверждающих происхождение вывозимой наличной иностранной валюты. При превышении вышеуказанной суммы ввоз в Республику Казахстан или вывоз из Республики Казахстан наличной иностранной и (или) наличной национальной валюты (за исключением монет из драгоценных металлов), дорожных чеков подлежит обязательному таможенному декларированию, за исключением случаев ввоза или вывоза, осуществляемого с территории или на территорию, являющейся частью таможенной территории Евразийского экономического союза.

Экспортно-импортный валютный контроль

Целью экспортно-импортного валютного контроля является обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан экспортёрами и импортёрами требований по репатриации иностранной валюты и (или) национальной валюты Республики Казахстан, которая заключается в зачислении на банковские счета в уполномоченных банках:

1)     выручки в национальной и (или) иностранной валюте от экспорта;

2)     национальной и (или) иностранной валюты, переведенной резидентом в пользу нерезидента для осуществления расчетов по импорту, в случае неисполнения или неполного исполнения обязательств нерезидентом.

Под экспортом понимается передача резидентом Республики Казахстан нерезиденту Республики Казахстан товаров, передача частично резидентом Республики Казахстан нерезиденту Республики Казахстан исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнение работ, оказание услуг, передача имущества в аренду резидентом Республики Казахстан нерезиденту Республики Казахстан.

Под импортом понимается передача нерезидентом Республики Казахстан резиденту Республики Казахстан товаров, передача частично нерезидентом Республики Казахстан резиденту Республики Казахстан исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнение работ, оказание услуг, передача имущества в аренду нерезидентом Республики Казахстан резиденту Республики Казахстан.

Резидент обязан обеспечить выполнение требования репатриации национальной и иностранной валюты в срок репатриации, для чего в валютном договоре должны обязательно быть предусмотрены сроки исполнения обязательств нерезидентами.

Уполномоченные банки, а также территориальные филиалы Национального Банка Республики Казахстан осуществляют контроль за исполнением требования репатриации по валютным договорам по экспорту или импорту на сумму свыше эквивалента 50 000 долларов США. Такие валютные договоры подлежит учетной регистрации. При этом присвоение учетного номера не требуется для заключенных с нерезидентами контрактов, не предусматривающих перемещение товаров через границу Республики Казахстан.

Финансовый мониторинг

В Республике Казахстан осуществляется финансовый мониторинг в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года №191-IV «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» субъектами финансового мониторинга являются:

1)    банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, за исключением оператора или операционного центра межбанковской системы переводов денег;

2)    биржи;

3)    страховые (перестраховочные) организации, страховые брокеры, общества взаимного страхования;

4)    единый накопительный пенсионный фонд и добровольные накопительные пенсионные фонды;

5)    профессиональные участники рынка ценных бумаг, центральный депозитарий;

6)    нотариусы, осуществляющие нотариальные действия с деньгами и (или) иным имуществом;

7)    адвокаты, другие независимые специалисты по юридическим вопросам – в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в отношении следующей деятельности:

·     купли-продажи недвижимости;

·     управления деньгами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

·     управления банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

·     аккумулирования средств для создания, обеспечения, функционирования или управления компанией;

·     создания, купли-продажи, функционирования юридического лица или управления им;

8)    бухгалтерские организации и профессиональные бухгалтера, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учёта, аудиторские организации;

9)    организаторы игорного бизнеса и лотерей;

10)    операторы почты, оказывающие услуги по переводу денег;

11)    организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность;

12)    платёжные организации;

13)    индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии;

14)    индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них;

15)    индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

16)    фонд социального медицинского страхования.

На субъектов финансового мониторинга возложена ответственность по надлежащей проверке своих клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников в следующих случаях:

1)    установления деловых отношений с клиентом;

2)    осуществления операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу;3)    наличия оснований для сомнения в достоверности в ранее полученных данных о клиенте (их представителей), бенефициарном собственнике.

Финансовому мониторингу подлежат операции с деньгами и (или) иным имуществом, если по своему характеру они относится к одному из следующих видов операций:

1)    получение выигрыша в наличной форме по результатам проведения пари, азартной игры в игорных заведениях и лотереи, в том числе в электронной форме, – в сумме, равной или превышающей 3 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

2)    покупка, продажа и обмен наличной иностранной валюты через обменные пункты – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

3)    получение наличных денег по чеку или векселю – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

4)    снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента наличных денег, а равно приём от клиента либо выдача клиенту наличных денег, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 11) и 12) ниже, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

5)    зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в оффшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, либо операции клиента с деньгами и (или) иным имуществом с указанной категорией лиц – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге либо её эквивалент в иностранной валюте;

6)    переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, – в сумме, равной или превышающей 5 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

7)    платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе, – в сумме, равной или превышающей 7 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

8)    приобретение (продажа) за наличные деньги, ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан культурных ценностей – в сумме, равной или превышающей 45 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

9)    операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее 3-х месяцев, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

10)    ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан    наличной валюты, документарных ценных бумаг на предъявителя, векселей, чеков, за исключением ввоза или вывоза, осуществляемого Национальным Банком Республики Казахстан, банками и Национальным оператором почты, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

11)    осуществление страховой выплаты или получение страховой премии в наличной форме, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

12)    внесение, перечисление в наличной форме добровольных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд, а также осуществление пенсионных выплат в наличной форме из единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда за счет добровольных пенсионных взносов – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

13)    получение или предоставление имущества по договору финансового лизинга – в сумме, равной или превышающей 45 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

14)    совершаемые в наличной форме сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом, за исключением сейфовых услуг по имущественному найму (аренде) сейфовых ячеек, – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

15)    купля-продажа за наличные деньги драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них – в сумме, равной или превышающей 10 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

16)    сделки с недвижимым и иным имуществом, подлежащие обязательной государственной регистрации, – в сумме, равной или превышающей 200 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

17)    сделки с облигациями и государственными ценными бумагами, за исключением операций репо на организованном рынке методом открытых торгов, – в сумме, равной или превышающей 45 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

18)    сделки с акциями и паями паевых инвестиционных фондов, за исключением операций репо на организованном рынке методом открытых торгов, – в сумме, равной или превышающей 7 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

19)    совершение ломбардами операций с деньгами, ценными бумагами, драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и иными ценностями (кроме монет национальной валюты, изготовленных из драгоценных металлов) – в сумме, равной или превышающей 3 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте;

20)    внесение, перечисление отчислений и (или) взносов в фонд социального медицинского страхования – в сумме, равной или превышающей 7 000 000 тенге, либо её эквивалент в иностранной валюте.

При этом подозрительные операции подлежат финансовому мониторингу независимо от формы их осуществления и суммы, на которую они совершены либо могут или могли быть совершены. Под подозрительной операцией понимается операция клиента (включая попытку совершения такой операции, операцию, находящуюся в процессе совершения или уже совершенную операцию), в отношении которой возникают подозрения о том, что деньги и (или) иное имущество, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма либо иную преступную деятельность. Признаки (критерии) определения подозрительной операции утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Вместе с тем, обязательными основаниями для изучения субъектом финансового мониторинга совершаемых клиентом операций и фиксирования результатов такого изучения являются:

1)    совершение клиентом сложной, необычно крупной либо не имеющей очевидного экономического смысла или видимой законной цели операции с деньгами и (или) иным имуществом;

2)    совершение клиентом действий, направленных на уклонение от надлежащей проверки и (или) финансового мониторинга;

3)   совершение клиентом операции с деньгами и (или) иным имуществом, по которой имеются основания полагать, что она направлена на обналичивание денег, полученных преступным путем;

4)    совершение операции с деньгами и (или) иным имуществом, участником которой является лицо, зарегистрированное (проживающее) в государстве (на территории), которое не выполняет и(или) недостаточно выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а равно с использованием счета в банке, зарегистрированном в таком государстве (территории).

Перечень государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации ФАТФ, составляется уполномоченным органом с учетом документов, издаваемых ФАТФ.

Сведения и информация об операции, подлежащей финансовому мониторингу, не предоставляются адвокатами в случае, если эти сведения и информация получены в связи с оказанием юридической помощи по вопросам представительства и защиты физических и юридических лиц в органах дознания, предварительного следствия, судах, а также при оказании ими юридической помощи в виде консультаций, разъяснений, советов и письменных заключений по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний, составления исковых заявлений, жалоб и других документов правового характера.