ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Международное сотрудничество

Международное сотрудничество Казахстана в области таможенного дела в значительной части охватывается деятельностью Казахстана в рамках Содружества независимых государств (СНГ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), пришедшего на смену Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС).

До недавнего времени (до 1 января 2015 года) между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан действовал Договор об учреждении ЕврАзЭС, основными целями создания которого являлись эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В Таможенный союз входили 3 государства, ратифицировавших Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года, – Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан.

29 мая 2014 года страны, входящие в Таможенный союз, подписали Договор о ЕАЭС, вступивший для них в силу с 1 января 2015 года. Со 2 января 2015 года к ЕАЭС присоединилась Республика Армения, а с 12 августа 2015 года к ЕАЭС присоединилась Кыргызская Республика. При этом 10 октября 2014 года Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан подписали Договор о прекращении деятельности ЕврАзЭС с 1 января 2015 года.

ЕАЭС является международной организацией, обладающей международной правосубъектностью, и ставящей перед собой цели достижения максимально возможной региональной экономической интеграции. В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определённых Договором о ЕАЭС и действующими в рамках ЕАЭС международными договорами.

Органами ЕАЭС являются:

·            Высший Евразийский экономический совет – высший орган ЕАЭС, в состав которого входят главы государств-членов ЕАЭС;

·            Евразийский межправительственный совет – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов ЕАЭС;

·            Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган ЕАЭС, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ЕАЭС;

·            Суд ЕАЭС – судебный орган ЕАЭС, обеспечивающий применение его государствами-членами и органами Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках ЕАЭС.

В ЕАЭС функционирует таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф ЕАЭС и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.

В рамках таможенного союза государств-членов ЕАЭС:

·            функционирует внутренний рынок товаров;

·            применяются Единый таможенный тариф ЕАЭС и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;

·            действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами;

·            осуществляется единое таможенное регулирование;

·            осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов ЕАЭС без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором о ЕАЭС.

Единое таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (введён в действие с 1 января 2018 года), международными договорами, Договором о ЕАЭС и его иными актами, регулирующими таможенные правоотношения. 

На таможенной территории ЕАЭС с 1 января 2015 года применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС).

Таможенные процедуры

По состоянию на 1 мая 2019 года Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает 17 видов таможенных процедур:

1)  Выпуск для внутреннего потребления;

2)  Экспорт;

3)  Таможенный транзит;

4)  Таможенный склад;

5)  Переработка на таможенной территории;

6)  Переработка вне таможенной территории;

7)  Переработка для внутреннего потребления;

8)  Свободная таможенная зона;

9)  Свободный склад;

10)  Временный ввоз (допуск);

11)  Временный вывоз;

12)  Реимпорт;

13)  Реэкспорт;

14)  Беспошлинная торговля;

15)  Уничтожение;

16)  Отказ в пользу государства;

17)  Специальная таможенная процедура.

Товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат обязательному таможенному оформлению с помещением их под одну из таможенных процедур, указанных выше. Как уже было ранее сказано, таможенное оформление товаров, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республика Кыргызстан и Республики Армения, не требуется.

В соответствии с Договором о ЕАЭС условия создания и функционирования свободных (специальных, особых) экономических зон определяются международными договорами в рамках ЕАЭС. Поскольку в соответствии с Договором о ЕАЭС действующие на дату его вступления в силу международные договоры государств-членов ЕАЭС, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, входят в право ЕАЭС и применяются в части, не противоречащей Договору о ЕАЭС, то таможенная процедура «свободная таможенная зона» в том числе регулируется Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (г. Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года). Согласно вышеуказанному Соглашению порядок создания, условия и срок функционирования свободной экономической зоны на территории государства-члена Таможенного союза (ЕАЭС) определяется законодательством этого государства.

3 апреля 2019 года был принят Закон Республики Казахстан № 242-VI «О специальных экономических и индустриальных зонах», который регулирует общественные отношения, возникающие при создании, функционировании и упразднении специальных экономических и индустриальных зон на территории Республики Казахстан. Решение о создании специальной экономической зоны принимается Правительством Республики Казахстан (прим.: до принятия вышеуказанного закона решение о создании специальной экономической зоны принималось Президентом Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан).

По состоянию на 1 мая 2019 года на территории Казахстана созданы и функционируют следующие 12 специальных экономических зон:

1)    Специальная экономическая зона «Морпорт Актау» (на территории морского торгового порта, а также на части территории в пределах административно-территориальных границ город Актау и Мунайлинского района Мангистауской области) – действует до 1 января 2028 года;

2)    Специальная экономическая зона «Парк инновационных технологий» (на территории поселка Алатау Медеуского района города Алматы и прилегающих земель Алматинской области) – действует до 1 января 2028 года;

3)    Специальная экономическая зона «Оңтүстiк» (на территории Сайрамского района Южно-Казахстанской области) – действует до 1 июля 2030 года;

4)    Специальная экономическая зона «Астана – новый город» (в пределах территориальной границы г. Астаны, включая индустриальные парки №1, городскую легкорельсовую линию и территорию местного исполнительного органа) – действует до 2027 года;

5)    Специальная экономическая зона «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (на территории Атырауской области) – действует до 31 декабря 2032 года;

6)    Специальная экономическая зона «Павлодар» (на территории Северного промышленного района города Павлодара) – действует до 1 декабря 2036 года;

7)    Специальная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота» (на территории Алматинской области) – действует до 2035 года;

8)    Специальная экономическая зона «Сарыарқа» (на территории города Караганды и прилегающих землях Бухар-Жырауского района Карагандинской области) – действует до 1 декабря 2036 года;

9)    Специальная экономическая зона «Химический парк Тараз» (на территории Шуского района Жамбылской области) – действует до 1 января 2037 года;

10)  Специальная экономическая зона «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» (на территории Панфиловского района Алматинской области) – действует до 2041 года;

11)  Специальная экономическая зона «Астана-Технополис» (на территории города Астаны) – действует до 2042 года;

12)  Специальная экономическая зона «TURKISTAN» (в пределах территориальной границы Туркестанской области) – действует до 2043 года.

В свободной таможенной зоне товары размещаются и используются в её пределах без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров ЕАЭС.

Экспортный контроль

В целях обеспечения национальной безопасности, укрепления режима нераспространения оружия массового поражения, содействия формированию стабильной и безопасной системы международных отношений, укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки Республика Казахстан осуществляет экспортный контроль ряда продукции.

Согласно Закону Республики Казахстан от 21 июля 2007 года №300-III «Об экспортном контроле», экспортный контроль применяется в отношении следующих видов продукции:

1)  обычное вооружение и военная техника, сырье, материалы, специальное оборудование и технологии, работы и услуги, связанные с их производством;

2)  ядерные и специальные неядерные материалы, оборудование, установки, технологии, источники ионизирующего излучения, оборудование и соответствующие товары и технологии двойного применения (назначения), работы и услуги, связанные с их производством;

3)  химикаты, товары и технологии двойного применения (назначения), которые могут быть использованы при создании химического оружия, по спискам, перечням, устанавливаемым международными режимами экспортного контроля;

4)  возбудители заболеваний, их генетически измененные формы и фрагменты генетического материала, которые могут быть использованы при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия, списки, перечни которых устанавливаются международными режимами экспортного контроля;

5)  ракетная техника, двигатели, их компоненты, оборудование, материалы и технологии, применяющиеся при создании ракетной техники, списки, перечни которых устанавливаются международными режимами экспортного контроля;

6)  виды оружия массового поражения;

7)  научно-техническая информация, услуги и результаты интеллектуальной творческой деятельности, связанные с продукцией военного назначения, товарами и технологиями двойного применения (назначения).

Номенклатура (список) продукции, подлежащей экспортному контролю, утверждается Правительством Республики Казахстан.

Экспорт и импорт продукции, подлежащей экспортному контролю, осуществляются на основании лицензий, выдаваемой уполномоченным органом (Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан).

Контроль за перемещением подлежащей экспортному контролю продукции через Государственную границу Республики Казахстан осуществляют органы государственных доходов.

Вступление Казахстана в ВТО

30 ноября 2015 года после почти 20-летних переговоров Республика Казахстан была официально включена в список государств-членов Всемирной торговой организации (ВТО). Протокол о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года был подписан в Женеве 27 июля 2015 года и ратифицирован Парламентом Республики Казахстан 12 октября 2015 года.

ВТО является международной экономической организацией, занимающаяся вопросами регулирования торгово-политических отношений между государствами-членами ВТО, в функции которой входят:

·    контроль за выполнением членами организации торговых соглашений, включенных в качестве приложений к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО и являющиеся обязательными для членов ВТО, к которым такие соглашения относятся;

·    наблюдение за торговой политикой членов ВТО;

·    разрешение возникших торговых споров между членами ВТО;

·    выполнение функций форума для торговых переговоров между членами ВТО;

·    сотрудничество с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития.

ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 октябре 1947 года и является его преемницей. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО можно назвать:

·   предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле;

·   взаимное предоставление товарам и услугам иностранного происхождения национального режима;

·   регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

·   отказ от использования количественных и иных ограничений;

·   прозрачность торговой политики;

·   разрешение торговых споров путем переговоров и консультаций.

Вступление Казахстана в ВТО предполагает получение казахстанскими товарами и услугами более благоприятных условий доступа на мировые рынки.