НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Налогообложение в Казахстане регулируется Кодексом Республики Казахстан от 25 декабря 2017 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс)», который вступил в силу с 1 января 2018 года, (далее – Налоговый Кодекс), иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Налоговый Кодекс устанавливает ставки налогов и других обязательных платежей, порядок их исчисления и уплаты, компетенцию органов налоговой службы по обеспечению исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и по принудительному взысканию налоговой задолженности, правила ведения налогоплательщиком налогового учета и представления налоговой отчетности, формы и порядок осуществления налогового контроля со стороны органов налоговой службы, способы обжалования их решений, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

В Республике Казахстан действуют следующие налоги:

1)      корпоративный подоходный налог;

2)      индивидуальный подоходный налог;

3)      налог на добавленную стоимость;

4)      акцизы;

5)      рентный налог на экспорт;

6)      специальные платежи и налоги недропользователей;

7)      социальный налог;

8)      налог на транспортные средства;

9)      земельный налог;

10)    налог на имущество;

11)    налог на игорный бизнес;

12)    единый земельный налог.

А также следующие обязательные платежи в бюджет:

1)      государственная пошлина;

2)      сборы;

3)      плата за:

·        пользование лицензиями за занятие отдельными видами деятельности;

·        пользование земельными участками;

·        пользование водными ресурсами поверхностных источников;

·        эмиссии в окружающую среду;

·        пользование животным миром;

·        лесные пользования;

·        использование особо охраняемых природных территорий;

·        использование радиочастотного спектра;

·        предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;

·        размещение наружной (визуальной) рекламы.

Корпоративный подоходный налог (КПН)

Объектами обложения КПН являются:

1)      налогооблагаемый доход;

2)      доход, облагаемый у источника выплаты;

3)      чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Плательщиками КПН являются юридические лица-резиденты (за исключением государственных учреждений и государственных учебных заведений среднего образования), а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающих доходы из источников в Республике Казахстан.

Налогооблагаемый доход (определяется как разница между совокупным годовым доходом, уменьшенным на сумму предусмотренных Налоговым Кодексом корректировок, и вычетами), за минусом предусмотренных Налоговым Кодексом доходов и расходов, а также уменьшенный на сумму переносимых убытков, облагается КПН по ставке 20%.

Доход, облагаемый у источника выплат, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республики Казахстан, подлежат обложению КПН у источника выплаты по ставке 15%.

Дополнительно чистый доход (доход после уплаты КПН) юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, также ещё облагается КПН по ставке 15%.

Можно отдельно отметить, что из совокупного годового дохода налогоплательщика-резидента, учитываемого при исчислении налогооблагаемого дохода, подлежат исключению (корректировке) доходы в виде дивидендов.

Кроме того, налогоплательщики-резиденты также имеют право на уменьшение своего налогооблагаемого дохода на сумму доходов от прироста стоимости при реализации акций, долей участия в юридическом лице, не являющемся недропользователем, при условии, что 50 и более процентов стоимости активов данного юридического лица составляет имущество лиц, не являющихся недропользователями, и налогоплательщик владеет акциями или долями участия более 3-х лет.

Налогообложение дохода юридического лица-нерезидента зависит от того, осуществляет оно деятельность с образованием постоянного учреждения в Республике Казахстан или без образования такового. Наиболее наглядными и часто встречающимися примерами постоянного учреждения нерезидента являются филиал и представительство. Вместе с тем, осуществление нерезидентом деятельности в Республике Казахстан через филиал или представительство может и не приводить к образованию в Республике Казахстан постоянного учреждения данного нерезидента в соответствии с международным договором об избежании двойного налогообложения. Кроме того, при соответствии установленным Налоговым Кодексом условиям деятельность подготовительного и вспомогательного характера, отличающаяся от основной деятельности нерезидента, также может не приводить к образованию постоянного учреждения нерезидента в Республике Казахстан.

В случае если осуществление нерезидентом предпринимательской деятельности в Республике Казахстан без открытия на территории Республики Казахстан филиала или представительства приводит к образованию постоянного учреждения, такой нерезидент обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговых органах Республики Казахстан.

Исчисление и уплата КПН с дохода юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, производится в общем порядке, то есть аналогично порядку, установленному для казахстанских юридических лиц. К его налогооблагаемому доходу будут относиться все виды доходов, связанных с деятельностью постоянного учреждения, с момента начала осуществления деятельности в Республике Казахстан. На вычеты будут относиться расходы, непосредственно связанные с получением доходов от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, независимо от того, понесены они в Республике Казахстан или за ее пределами, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым Кодексом.

КПН с налогооблагаемого дохода юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения в Республике Казахстан, удерживается у источника выплаты налоговым агентом, то есть лицом, выплачивающим доход нерезиденту. Доходы указанных юридических лиц-нерезидентов из источников в Республике Казахстан, не связанные с постоянным учреждением, подлежат налогообложению по следующим ставкам:

1)  

доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан

   20%

2)  

доходы от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти, страховые премии по договорам страхования рисков

  15%

3)  

доходы от оказания услуг по международной перевозке, страховые премии по договорам перестрахования рисков, доходы от прироста стоимости при реализации акций (долей участия) юридических лиц, являющихся участниками международного технологического парка «Астана Хаб», а также дивиденды, полученные от таких юридических лиц

   5%

4)   

иные доходы, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан

   20%

Порядок уплаты и ставки КПН, подлежащего удержанию у источника выплаты, во многом зависят от действия между Республикой Казахстан и страной, резидентом которой является иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность без образования постоянного учреждения в Республике Казахстан, международного договора об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения доходов или имущества (капитала). Так, при наличии определенных условий налоговый агент (резидент Республики Казахстан) вправе выплачивать доход иностранной компании, осуществляющей деятельность без образования постоянного учреждения в Республике Казахстан, без удержания КПН. Кроме того, международные договоры, могут устанавливать более низкие ставки подоходного налога, нежели национальное законодательство стран-участниц договора. Согласно Налоговому Кодексу, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в налоговом законодательстве, применяются правила указанного международного договора. Следует учитывать, что казахстанское налоговое законодательство устанавливает порядок администрирования и применения международных договоров. Несоблюдение этого порядка влечет незаконность применения международного договора.

По состоянию на 1 апреля 2020 года в Республике Казахстан международные конвенции об избежании двойного налогообложения на доход и капитал действуют с Австрией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Бельгией, Болгарией, Великобританией, Венгрией, Вьетнамом, Германией, Грузией, Индией, Ираном, Ирландией, Испанией, Италией, Канадой, Катаром, Кипром (освобождение от налогообложения применяется к доходам с 1 января 2021 года), Китаем, Кореей, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Люксембургом, Малайзией, Македонией, Молдовой, Монголией, Нидерландами, Норвегией, ОАЭ, Пакистаном, Польшей, Россией, Румынией, Саудовской Аравией, Сербией, Сингапуром, Словакией, Словенией, США, Таджикистаном, Туркменистаном, Турцией, Узбекистаном, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швейцарией, Швецией, Эстонией, Японией. Подписана, но ещё не ратифицирована конвенция с Хорватией. На стадии подписания находятся конвенции об избежании двойного налогообложения с Кувейтом и Индонезией, после их подписания данные конвенции должны будут пройти процедуру ратификации.

Индивидуальный подоходный налог (ИПН)

Объектами обложения ИПН являются:

1)       облагаемый доход физического лица у источника выплаты:

(1)      доход работника;

(2)      доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг);

(3)      доход в виде пенсионных выплат;

(4)      доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;

(5)      доход в виде стипендии;

(6)      доход по договорам накопительного страхования;

(7)      дохода физического лица от налогового агента;

2)       облагаемый доход физического лица при самостоятельном налогообложении:

(1)      имущественный доход, включающий:

·         доход от прироста стоимости при реализации физическим лицом имущества в Республике Казахстан;

·         доход физического лица от реализации имущества, полученный из источников за

пределами Республики Казахстан;

·         доход от прироста стоимости при передаче физическим лицом имущества (кроме денег) в качестве вклада в уставный капитал;

·         доход, полученный физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, от сдачи в имущественный наём (аренду) имущества лицам, не являющимся налоговыми агентами;

·         доход от прироста стоимости при реализации прочих активов индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса либо для крестьянских или фермерских хозяйств;·      доход от уступки права требования, в том числе доли в жилом доме (здании) по договору о долевом участии в жилищном строительстве;

(2)      доход индивидуального предпринимателя;

(3)      доход лица, занимающегося частной практикой (частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора);

(4)      другие доходы из источников за пределами Республики Казахстан

(5)      суммарная прибыль контролируемых иностранных компаний или их постоянных учреждений.

Вышеуказанные доходы подлежат обложению ИПН по ставке 10%, кроме доходов в виде дивидендов, полученных из источников в Республике Казахстан, облагаемых по ставке 5%.

Плательщиками ИПН являются физические лица, имеющие объекты налогообложения. При этом исчисление, удержание и уплата ИПН с доходов, облагаемых у источника выплаты, производится налоговыми агентами. Исчисление, удержание и уплата ИПН с доходов, не облагаемых у источника выплаты, производится налогоплательщиками самостоятельно.

Налоговый Кодекс содержит достаточно обширный перечень доходов физических лиц, которые не рассматриваются в качестве таковых (доходов), либо подлежат корректировке (исключению) из доходов физического лица. Например, к таким доходам относятся доходы в виде: стоимости имущества, полученного физическим лицом (не индивидуальным предпринимателем) в виде дарения или наследования от другого физического лица; прироста стоимости при реализации акций, долей участия в юридическом лице, не являющемся недропользователем, при условии, что 50 и более процентов стоимости активов данного юридического лица составляет имущество лиц, не являющихся недропользователями, и налогоплательщик владеет акциями или долями участия более 3-х лет, а также полученные от таких лиц доходы в виде дивидендов (при условии, что выплачивающее дивиденды юридическое лицо является резидентом Республики Казахстан); прироста стоимости при реализации подлежащих государственной регистрации в Республике Казахстан механических транспортных средств при условии, если они находятся на праве собственности у данного физического лица 1 год и более; прироста стоимости при реализации находящихся на территории Республики Казахстан жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, при условии, если они находятся на праве собственности у данного физического лица 1 год и более с даты государственной регистрации права собственности.

Декларацию по ИПН не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, должны самостоятельно представлять следующие налогоплательщики-резиденты:

1)      индивидуальные предприниматели (за исключением применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента или упрощённой декларации, по доходам, включаемым в объект налогообложения таких индивидуальных предпринимателей);

2)      лица, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы);

3)      физические лица, получившие имущественный доход;

4)      физические лица, получившие доходы из источников за пределами Республики Казахстан;

5)      домашние работники, в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, получающие доходы не от налогового агента;

6)      граждане Республики Казахстан, получающие доход работника по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, не являющимися налоговыми агентами;

7)      граждане Республики Казахстан, получающие доход работника по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими неправительственными общественными организациями и фондами, освобожденными от обязательства по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;

8)      трудовые иммигранты-резиденты Республики Казахстан, получающие (подлежащие получению) доходы по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан на основании разрешения трудовому иммигранту;

9)      медиаторы, за исключением профессиональных медиаторов, получающие доход в соответствии с Законом Республики Казахстан «О медиации» от лиц, не являющихся налоговыми агентами;

10)    физические лица, получающие доходы от личного подсобного хозяйства, учтенного в книге похозяйственного учета в соответствии с законодательством Республики Казахстан, подлежащие налогообложению, по которым не было произведено удержание индивидуального подоходного налога у источника выплаты в связи с представлением налоговому агенту недостоверных сведений лицом, занимающимся личным подсобным хозяйством;

11)    граждане Республики Казахстан, оралманы и лица, имеющие вид на жительство в Республике Казахстан, которые по состоянию на 31 декабря отчётного налогового периода имеют деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, в сумме, превышающей 141-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного и действующего на 31 декабря отчётного налогового периода, (с 1 апреля 2020 года составляет 391 698 тенге);

12)    граждане Республики Казахстан, оралманы и лица, имеющие вид на жительство в Республике Казахстан, которые по состоянию на 31 декабря отчётного налогового периода имеют следующее имущество на праве собственности:

·        недвижимое имущество, которое (права и (или) сделки по которому) подлежит государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства;

·        ценные бумаги, эмитенты которых зарегистрированы за пределами Республики Казахстан;

·        долю участия в уставном капитале юридического лица, зарегистрированного за пределами Республики Казахстан;

13)    депутаты Парламента Республики Казахстан, судьи, а также физические лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 г. «О противодействии коррупции», представляют декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.

Доходы физических лиц-нерезидентов, полученные из источников в Республике Казахстан, также подлежат обложению ИПН, как правило, по таким же ставкам, которые применяются к доходам юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения в Республике Казахстан (см. раздел по КПН выше).

Однако доходы физического лица-резидента от деятельности в Республике Казахстан (заработная плата, надбавки в связи с проживанием в РК и т.п.), полученные от работодателя, пенсионные выплаты от казахстанских пенсионных фондов, а также выплаты членам органов управления компании-резидента облагаются по ставкам ИПН, предусмотренным для физических лиц-резидентов, (10%).

ИПН с указанных выше доходов физических лиц-нерезидентов подлежит удержанию у источника выплаты налоговым агентом, то есть лицом, выплачивающим доход.

Для некоторых доходов физических лиц-нерезидентов, полученных из источников в Республике Казахстан, Налоговым Кодексом предусматривается освобождение их от налогообложения в Республике Казахстан. Например, налогообложению в Республике Казахстан не подлежат доходы физических лиц-нерезидентов (за исключением лиц, зарегистрированных в государстве с льготным налогообложением) в виде прироста стоимости при реализации акций, долей участия в юридическом лице-резиденте, не являющемся недропользователем, при условии, что 50 и более процентов стоимости активов данного юридического лица составляет имущество лиц, не являющихся недропользователями, и лицо владеет акциями или долями участия более 3-х лет, а также полученные от таких лиц доходы в виде дивидендов (при условии, что выплачивающее дивиденды юридическое лицо является резидентом Республики Казахстан).

Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании

Контролируемой иностранной компанией (КИК) признается юридическое лицо-нерезидент или иная иностранная форма организации предпринимательской деятельности без образования юридического лица, соответствующие одновременно следующим условиям:

1)      ≥ 25% доли участия (голосующих акций) в КИК прямо, косвенно или конструктивно принадлежат юридическому или физическому лицу, являющемуся резидентом Республики Казахстан;

резидент Республики Казахстан имеет прямой, косвенный или конструктивный контроль над КИК;

2)      эффективная ставка налога на прибыль КИК составляет менее 10%;

КИК или учредительный документ (документ о создании) которой зарегистрирован, или участник, на которого возложено ведение учета доходов и расходов или управление активами по иной форме организации КИК, зарегистрирован в государстве с льготным налогообложением.

Резиденты Республики Казахстан обязаны предоставлять в налоговые органы заявление об участии (контроле) в КИК.

Суммарная прибыль КИК или постоянных учреждений КИК включается в налогооблагаемый доход юридического лица-резидента или годовой доход физического лица-резидента и облагается КПН или ИПН в Республике Казахстан.

При этом в случае отсутствия у юридического лица-резидента налогооблагаемого дохода суммарная прибыль КИК или постоянных учреждений КИК уменьшает сумму убытка от предпринимательской деятельности такого резидента. Положительная разница между суммарной прибылью КИК или постоянных учреждений КИК и убытком от предпринимательской деятельности резидента признается его налогооблагаемым доходом.

В случаях и порядке, предусмотренных Налоговым Кодексом, прибыль КИК или её постоянного учреждения освобождается от налогообложения в Республике Казахстан.

Социальный налог

В Казахстане работодатели, в том числе иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через филиал или представительство, которые не приводят к образованию постоянного учреждения такого нерезидента в Республике Казахстан, являются плательщиками социального налога.

Объектом налогообложения социальным налогом (за исключением плательщиков – индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой (частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов)) являются следующие расходы работодателя:

1)      подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений, доходы работника в натуральной форме и (или) в виде материальной выгоды;

2)      по выплате доходов физическим лицам-нерезидентам:

·        от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем;

·        надбавки в связи с проживанием в Республике Казахстан, выплачиваемые резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем;

·        от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от работодателя;

3)      по выплате доходов иностранному персоналу, предоставленному для работы на территории Республики Казахстан нерезидентом резиденту Республики Казахстан или нерезиденту, осуществляющему деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Социальный налог исчисляется по ставке 9,5%. Индивидуальные предприниматели, (за исключением применяющих специальные налоговые режимы), лица, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты и профессиональные медиаторы) исчисляют социальный налог в 2-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного и действующего на дату уплаты, за себя (с 1 апреля 2020 года составляет 5 556 тенге) и 1-кратном размере месячного расчетного показателя за каждого работника (с 1 апреля 2020 года составляет 2 778 тенге).

Исчисление социального налога производится посредством применения ставок к объекту обложения за налоговый период (календарный месяц).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Плательщиками НДС в Республике Казахстан являются:

1)      лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан:

·        индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты и профессиональные медиаторы);

·        юридические лица-резиденты, за исключением государственных учреждений и государственных учебных заведений среднего образования;

·        нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство;

2)      лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Структурные подразделения юридических лиц-резидентов не могут быть плательщиками НДС.

Постановка на регистрационный учёт по НДС производится как в обязательном, так и в добровольном порядке.

Обязательной постановке на регистрационный учёт по НДС подлежат казахстанские юридические лица и нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, оборот которых в течение календарного года превысил 30 000-кратный размер месячного расчётного показателя, установленного и действующего на 1 января соответствующего финансового года, (на 1 января 2020 года составляет 79 530 000 тенге).

Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются:

1)      облагаемый оборот;

2)      облагаемый импорт.

Облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком НДС:

1)      по реализации товаров (работ, услуг), за исключением оборота, освобожденного от НДС в соответствии с Налоговым Кодексом (например, операции с ценными бумагами, заёмные операции в денежной форме и др.), и (или) местом реализации которого не является Республика Казахстан;

2)      по приобретению работ, услуг от нерезидента, не являющихся оборотом его структурного подразделения (филиала, представительства);

3)      в виде остатков товаров (в случае снятия плательщика с регистрационного учёта по НДС);

4)      оборот по передаваемым товарам, отраженным в передаточном акте при реорганизации путем выделения, при условии, что вновь возникшее юридическое лицо после такой реорганизации не зарегистрировалось в качестве плательщика НДС.

Налоговым Кодексом также определены обороты, облагаемые по нулевой ставке (экспорт товаров, международные перевозки и др.).

Если работы были произведены и (или) услуги оказаны нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС в Республике Казахстан, и если местом их реализации является Республика Казахстан, то данные работы и (или) услуги являются оборотом получившего их налогоплательщика Республики Казахстан, который обязан уплатить НДС за нерезидента в соответствии с Налоговым Кодексом. Сумма уплаченного НДС в последующем может быть отнесена в зачёт.

Облагаемым импортом являются товары, ввозимые или ввезённые на территорию государств-членов ЕАЭС и подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

За некоторыми исключениями, а также, если соблюдены определенные Налоговым Кодексом условия, при определении суммы НДС, подлежащего взносу в бюджет, получатель товаров (работ, услуг) имеет право на зачёт сумм НДС, подлежащего уплате за полученные товары работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации.

Ставка НДС составляет 12%.

Обязательным документом, который плательщик налога на добавленную стоимость обязан выписать при осуществлении оборотов по реализации товаров, работ, услуг их получателю (за исключением случаев, прямо предусмотренных Налоговым Кодексом), является счёт-фактура. За некоторым исключением счета-фактуры должны выписываться в электронной форме.

Кроме того, с 1 января 2020 года при перемещении, реализации и (или) отгрузке по территории Республики Казахстан, при ввозе на территорию Республики Казахстан или вывозе с территории Республики Казахстан товаров, перечень которых утверждён уполномоченным органом, в обязательном порядке требуется оформление сопроводительных накладных.

Особенности обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ЕАЭС

Плательщиками НДС в ЕАЭС, помимо лиц, по которым произведена постановка на регистрационный учёт по НДС в Республике Казахстан, являются лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС:

·        юридическое лицо-резидент;

·        структурное подразделение юридического лица-резидента в случае, если оно является стороной договора (контракта);

·        структурное подразделение юридического лица-резидента на основании соответствующего решения такого юридического лица в случае, если по условиям договора (контракта) между юридическим лицом-резидентом и налогоплательщиком государства-члена ЕАЭС получателем товаров является структурное подразделение юридического лица-резидента;

·        юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства, зарегистрированное в качестве налогоплательщика в налоговых органах Республики Казахстан;

·        юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через структурное подразделение;

·        юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность без образования постоянного учреждения;

·        доверительные управляющие, импортирующие товары в рамках осуществления деятельности по договорам доверительного управления с учредителями доверительного управления, либо с выгодоприобретателями в иных случаях возникновения доверительного управления;

·        дипломатическое и приравненное к нему представительство иностранного государства, аккредитованное в Республике Казахстан, лица, относящиеся к дипломатическому, административно-техническому персоналу этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними; консульское учреждение иностранного государства, аккредитованное в Республике Казахстан, консульские должностные лица, консульские служащие, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

·        лица, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы), импортирующие товары в целях осуществления, соответственно, нотариальной деятельности, деятельности по исполнению исполнительных документов, адвокатской деятельности;

·        медиаторы, импортирующие товары в целях осуществления деятельности медиатора;

·        физическое лицо, импортирующее товары в целях предпринимательской деятельности.

При экспорте товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. При этом плательщик НДС обязан представить в налоговый орган одновременно с декларацией по НДС заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное от налогоплательщика государства-члена ЕАЭС, импортировавшего товары на территорию своего государства, с отметкой налогового органа об уплате косвенных налогов и (или) освобождении от их уплаты.

При импорте товаров, в том числе товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья, на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения (жительства) декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам.

Следует также отметить, что в связи со вступлением в силу с 1 января 2015 года Договора о ЕАЭС косвенные налоги (НДС и акцизы) не взимаются при импорте на территорию государства-члена Евразийского экономического союза:

1)      товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию;

2)      товаров, которые ввозятся на территорию государства-члена физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;

3)      товаров, импорт которых на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров).

Акцизы

Акцизами облагаются следующие товары, произведенные в Республике Казахстан и импортируемые в Республику Казахстан (подакцизные товары):

1)      все виды спирта;

2)      алкогольная продукция;

3)      табачные изделия;

4)      изделия с нагреваемым табаком, никотиносодержащие жидкости для использования в электронных сигаретах;

5)      бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;

6)      моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10-ти и более человек с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров, за исключением микроавтобусов, автобусов и троллейбусов;

автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

моторные транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

7)      сырая нефть, газовый конденсат;

8)      спиртосодержащая продукция медицинского назначения, зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства.

Кроме того, дополнительный перечень импортируемых товаров, которые подлежат обложению акцизами по стране происхождения, может определяться уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности.

Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые:

1)      производят подакцизные товары на территории Республики Казахстан;

2)      импортируют подакцизные товары на территорию Республики Казахстан;

3)      осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива на территории Республики Казахстан;

4)      осуществляют реализацию конфискованных, бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства на территории Республики Казахстан подакцизных товаров, указанных выше в подпунктах 5) – 7), если по указанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5)      осуществляют реализацию имущественной массы подакцизных товаров, указанных выше, если по данным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6)      осуществляют сборку (комплектацию) подакцизных товаров, предусмотренных выше в подпункте 6).

При этом объектом обложения акцизом являются:

1)      следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными и (или) добытыми, и (или) разлитыми им подакцизными товарами:

·        реализация подакцизных товаров;

·        передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

·        передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;

·        взнос в уставный капитал;

·        использование подакцизных товаров при натуральной оплате, кроме случаев передачи подакцизных товаров в натуральной форме в счёт уплаты налога на добычу полезных ископаемых, рентного налога на экспорт;

·        отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая производителем своим структурным подразделениям;

·        использование производителем произведенных и (или) добытых, и (или) разлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров;

·        перемещение подакцизных товаров, осуществляемое производителем с указанного в лицензии адреса производства;

2)      оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

3)      розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

4)      реализация имущественной массы, конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства подакцизных товаров;

5)      порча, утрата подакцизных товаров;

6)      импорт подакцизных товаров на территорию Республики Казахстан.

Ставки акцизов являются твёрдыми и устанавливаются в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении.

Алкогольная продукция, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка, подлежит маркировке учетно-контрольными марками, табачные изделия - акцизными марками.

Лица, осуществляющие производство, оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного) и дизельного топлива, производство этилового спирта и (или) алкогольной продукции, оптовую и (или) розничную реализацию алкогольной продукции, производство и (или) оптовую реализацию табачных изделий, игорный бизнес, производство, сборку (комплектацию) подакцизных транспортных средств обязаны встать на регистрационный учёт в налоговом органе в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, по месту нахождения используемых при осуществлении деятельности объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением.

Рентный налог на экспорт

Плательщиками рентного налога на экспорт являются физические и юридические лица, реализующие на экспорт сырую нефть и нефтепродукты сырые, классифицируемые в субпозиции 2709 00 единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (за исключением некоторых категорий недропользователей), а также уголь.

Объектом обложения рентным налогом на экспорт является объем сырой нефти и нефтепродуктов сырых, угля, реализуемый на экспорт, за некоторым исключением.

Ставки рентного налога на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов сырых определены в Налоговом Кодексе и зависят от мировой цены сырой нефти и нефтепродуктов сырых за один баррель: чем выше цена, тем выше ставка. Минимальная ставка составляет 0%, максимальная – 32%. При экспорте угля рентный налог на экспорт исчисляется по ставке 4,7%.

Налоги и специальные платежи недропользователей

Налогами недропользователя являются налог на добычу полезных ископаемых и налог на сверхприбыль.

К специальным платежам недропользователей относятся:

1)      подписной бонус;

2)      платеж по возмещению исторических затрат;

3)      альтернативный налог на недропользование;

4)      роялти;

5)      доля Республики Казахстан по разделу продукции.

Подписной бонус

Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за приобретение права недропользования на контрактной территории (участка недр), а также при расширении контрактной территории (участка недр).

Плательщиками подписного бонуса является физическое или юридическое лицо, ставшее победителем конкурса на получение права недропользования или получившее право недропользования на основе прямых переговоров по предоставлению права недропользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, а также заключившее (получившее) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, один из следующих контрактов на недропользование:

1)      контракт на разведку;

2)      контракт на добычу полезных ископаемых (за исключением, недропользователей, заключивших контракт на основании исключительного права на получение права на добычу в связи с коммерческим обнаружением в рамках контракта на разведку на соответствующей контрактной территории (участке недр));

3)      контракт на совмещённую разведку и добычу;

4)      лицензию на геологическое изучение;

5)      лицензию на использование пространства недр;

6)      лицензию на старательство.

Стартовый размер подписного бонуса устанавливается отдельно для каждого заключаемого контракта на недропользование в размерах, определяемых Налоговым Кодексом, и может быть увеличен по решению конкурсной комиссии компетентного органа.

Сумма подписного бонуса по лицензии на геологическое изучение, старательство, разведку или добычу твердых полезных ископаемых (за исключением лицензии, выдаваемой по результатам аукциона) исчисляется исходя из ставки, выраженной в месячном расчетном показателе, действующем на дату уплаты подписного бонуса.

Платеж по возмещению исторических затрат

Платеж по возмещению исторических затрат является фиксированным платежом недропользователя по возмещению суммарных затрат, понесенных государством на геологическое изучение контрактной территории (участка недр) и разведку месторождений до заключения контакта на недропользование.

Его плательщиками являются недропользователи, осуществляющие деятельность в рамках контракта на недропользование, по месторождениям полезных ископаемых, по которым государство понесло затраты на геологическое изучение контрактной территории (участка недр) и разведку месторождений до заключения контракта на недропользование.

Сумма исторических затрат, понесенных государством на геологическое изучение контрактной территории (участка недр) и разведку месторождений, рассчитывается уполномоченным для этих целей государственным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и уплачивается в бюджет:

1)      в виде платежа по возмещению исторических затрат в размере, установленном соглашением о конфиденциальности, за минусом платы за приобретение геологической информации, находящейся в государственной собственности;

2)      в виде платы за приобретение геологической информации, находящейся в государственной собственности, в размере, установленном соглашением о конфиденциальности.

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых уплачивается недропользователем в денежной форме (за некоторым исключением) отдельно по каждому виду добываемых на территории Республики Казахстан минерального сырья, углеводородов, подземных вод и лечебных грязей.

Налог на добычу полезных ископаемых по всем видам добываемых минерального сырья, углеводородов, подземных вод и лечебных грязей, вне зависимости от вида проводимой добычи, уплачивается по ставкам и в порядке, которые установлены Налоговым Кодексом.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются недропользователи, осуществляющие добычу углеводородов, минерального сырья, подземных вод и лечебных грязей, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований, по которым не уплачен налог на добычу полезных ископаемых и (или) роялти, в рамках каждого отдельного заключенного контракта на недропользование (за исключением недропользователей, осуществляющих деятельность исключительно в рамках лицензии на старательство).

Налог на сверхприбыль

Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи по деятельности, осуществляемой по каждому отдельному контракту на недропользование, за исключением недропользователей по деятельности, осуществляемой на основании:

·        соглашений (контрактов) о разделе продукции, заключенных между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем до 1 января 2009 года, и контрактов на недропользование, утвержденных Президентом Республики Казахстан;

·        контрактов на разведку и (или) добычу твёрдых полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей (при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других групп полезных ископаемых);

·        контрактов на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей.

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающая сумму, равную 25% от суммы вычетов недропользователя для целей исчисления налога на сверхприбыль в порядке, установленном Налоговым Кодексом.

Налог на сверхприбыль уплачивается недропользователями по скользящей шкале (чем выше процент распределения чистого дохода от суммы вычетов, тем выше ставка). Ставка налога на сверхприбыль варьирует от 10% до 60%.

Альтернативный налог на недропользование

С 1 января 2018 года взамен платежа по возмещению исторических затрат, налога на добычу полезных ископаемых и налога на сверхприбыль следующие юридические лица-недропользователи вправе применять альтернативный налог на недропользование:

1)      заключившие контракт на добычу и (или) на совмещенную разведку и добычу углеводородов на континентальном шельфе Республики Казахстан;

2)      контракт на добычу и (или) разведку и добычу углеводородов по месторождениям с глубиной верхней точки залежей углеводородов, указанной в горном отводе или в контракте на добычу или разведку и добычу углеводородов при отсутствии горного отвода, не выше 4500 метров и нижней точки залежей углеводородов, указанной в горном отводе или в контракте на добычу или разведку и добычу углеводородов при отсутствии горного отвода, 5000 метров и ниже.

Объект обложения альтернативным налогом на недропользование определяется как разница между совокупным годовым доходом (с учетом корректировок) и вычетами, порядок определения которых предусмотрен Налоговым Кодексом отдельно для целей альтернативного налога на недропользование.

Ставки альтернативного налога на недропользование зависит от мировой цены нефти за один баррель: чем выше цена, тем выше ставка. Минимальная ставка составляет 0%, максимальная – 30%.

Налог на транспортные средства

Плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, и юридические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является лизингополучатель.

Объектами налогообложения являются транспортные средства (включая летательные аппараты, катера, суда, буксиры, баржи, яхты, железнодорожный тяговый подвижной состав и моторвагонный подвижной состав), за исключением прицепов, зарегистрированные и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан. Не являются объектами налогообложения карьерные автосамосвалы грузоподъемностью 40 тонн и выше, специализированные медицинские транспортные средства, специальные транспортные средства, являющиеся объектом обложения налогом на имущество, а также морские суда, зарегистрированные в международном судовом реестре Республики Казахстан.

Ставки налога на транспортные средства установлены в Налоговом Кодексе в месячных расчётных показателях и зависят от вида транспортного средства, назначения, объема его двигателя, года выпуска.

Земельный налог

Физические и юридические лица, которые имеют земельные участки (при общей долевой собственности на земельный участок – земельную долю) на праве собственности, на праве постоянного землепользования или на праве первичного безвозмездного временного землепользования, являются плательщиками земельного налога.

В целях налогообложения все земли рассматриваются в зависимости от их целевого назначения и принадлежности к категориям. Принадлежность земель к той или иной категории устанавливается Земельным кодексом Республики Казахстан.

Налоговой базой для определения земельного налога является площадь земельного участка и (или) земельной доли. Базовые ставки земельного налога установлены Налоговым Кодексом и дифференцируются по качеству почв, местонахождению, водоснабжению и по другим параметрам земельного участка.

Налог на имущество

Плательщиками налога на имущество являются:

1)      юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Республики Казахстан;

2)      индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории Республики Казахстан;

3)      концессионер, имеющий на праве владения, пользования объект налогообложения, являющийся объектом концессии в соответствии с договором концессии;

4)      физические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности;

5)      иные лица, определённые Налоговым Кодексом в качестве налогоплательщиков налога на имущества.

Объектом обложения налогом на имущество для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются, находящиеся на территории Республики Казахстан:

1)      здания, сооружения, относящиеся к таковым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом в области технического регулирования, части таких зданий, учитываемые в составе основных средств или инвестиций в недвижимость в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2)      здания, относящиеся к таковым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом в области технического регулирования, части таких зданий, предоставленные физическим лицам по договорам долгосрочной аренды жилища с правом выкупа, учитываемые в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности как долгосрочная дебиторская задолженность;

3)      здания, сооружения, являющиеся объектами концессии, права владения, пользования на которые переданы по договору концессии;

4)      амортизируемые активы, на приобретение и (или) создание которых недропользователем понесены затраты (расходы) при подготовке эксплуатационных блоков (полигонов) к добыче урана методом подземного скважинного выщелачивания в период после момента начала добычи после коммерческого обнаружения;

5)      здания, сооружения, относящиеся к таковым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом в области технического регулирования, части таких зданий, учитываемые в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в составе активов банков второго уровня, перешедшие в собственность в результате обращения взыскания на имущество, выступающее в качестве залога, иного обеспечения, за исключением зданий (частей зданий) и сооружений, указанных в подпункте 1) выше;

6)      здания, сооружения, которыми фактически владеют и используют (эксплуатируют) лица в отсутствие государственной регистрации прав на них.

Юридические лица (за некоторым исключением, например, некоммерческие организации и т.д.), исчисляют налог на имущество по ставке 1,5% к налоговой базе (среднегодовой балансовой стоимости объектов налогообложения, определяемой по данным бухгалтерского учёта).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, исчисляют налог на имущество по ставке 0,5% к налоговой базе.

Объектом налогообложения для физических лиц (не индивидуальных предпринимателей) являются находящиеся на территории Республики Казахстан жилища, здания, дачные постройки, гаражи и иные строения, сооружения, помещения, принадлежащие им на праве собственности.

Налог на имущество физических лиц исчисляется в зависимости от стоимости объектов налогообложения по прогрессивной шкале: начиная с 0,05% для объектов стоимостью до 2 000 000 тенге включительно, заканчивая 2 946 600 тенге + 2% с суммы, превышающей 450 000 000 тенге, – для объектов стоимостью свыше 450 000 000 тенге.

Специальные налоговые режимы

Налогоплательщики вправе выбрать общеустановленный порядок налогообложения или специальный налоговый режим.

В Республике Казахстан существуют следующие виды специальных налоговых режимов:

1)      специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, который включает в себя:

·        специальный налоговый режим на основе патента;

·        специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;

·        специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета;

2)      специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции:

·        специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств;

·        специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов.

Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты:

1)      индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, - при применении специального налогового режима на основе патента;

2)      социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, - при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации;

3)      индивидуального или корпоративного подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, - при применении специального налогового режима с использованием фиксированного вычета.

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса устанавливает упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. Исчисление, уплата и представление налоговой отчетности по другим налогам и обязательным платежам в бюджет производятся в общеустановленном порядке.

Несмотря на то, что Предпринимательским кодексом Республики Казахстан даны критерии отнесения субъектов частного предпринимательства к субъектам малого предпринимательства и микропредпринимательства, Налоговый Кодекс для целей применения специального налогового режима содержит свои критерии признания налогоплательщиков субъектами малого бизнеса.

В соответствии с Налоговым Кодексом специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

1)      среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

·        на основе упрощенной декларации – 30 человек;

·        с использованием фиксированного вычета – 50 человек;

2)      доход за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

·        на основе патента – 3 528-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного и действующего на 1 января соответствующего финансового года, (на 1 января 2020 года составляет 9 352 728 тенге);

·        на основе упрощенной декларации – 24 038-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного и действующего на 1 января соответствующего финансового года, (с 1 января 2020 года составляет 63 724 738 тенге). При этом в указанный размер дохода не включаются доходы в пределах 70 048-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного и действующего на 1 января соответствующего финансового года, (с 1 января 2020 года составляет 185 697 248 тенге), полученные индивидуальным предпринимателем путем безналичных расчетов с обязательным применением трехкомпонентной интегрированной системы;

·        с использованием фиксированного вычета – 144 184-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного и действующего на 1 января соответствующего финансового года, (с 1 января 2020 года составляет 382 231 784 тенге);

3)      не осуществляющие следующие виды деятельности:

·        производство подакцизных товаров;

·        хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

·        реализация отдельных видов нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива и мазута);

·        проведение лотерей;

·        недропользование;

·        сбор и прием стеклопосуды;

·        сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и чёрных металлов;

·        консультационные услуги;

·        деятельность в области бухгалтерского учёта или аудита;

·        финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

·        деятельность в области права, юстиции и правосудия;

·        деятельность в рамках финансового лизинга.

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса не вправе применять:

1)      юридические лица, имеющие филиалы, представительства;

2)      филиалы, представительства юридических лиц;

3)      налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах (за исключением осуществляющих исключительно деятельность по сдаче в имущественный наём (аренду) имущества);

4)      юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25%;

5)      юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим или особенности налогообложения;

6)      некоммерческие организации;

7)      плательщики налога на игорный бизнес.

Кроме того, не вправе применять специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

Специальный налоговый режим на основе патента могут применять только индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям (помимо перечисленных выше общих условий для применения специального налогового режима для субъектов малого бизнеса):

1)      не использующие труд работников;

2)      осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства;

3)      осуществляющие один или несколько видов деятельности, перечисленных в Налоговом Кодексе (деятельность такси, сдача в имущественный наём (аренду), парикмахерские услуги и др.).

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим на основе патента, является доход, полученный за налоговый период (календарный год), состоящий из установленных Налоговым Кодексом видов доходов, полученных (подлежащих получению) в Республике Казахстан, с учетом корректировок.

В стоимость патента включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты) и социальных платежей (обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование).

Исчисление включенного в стоимость патента индивидуального подоходного производится путем применения ставки в размере 1% к объекту. 

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, является доход, полученный за налоговый период (полугодие), состоящий из установленных Налоговым Кодексом видов доходов, полученных (подлежащих получению) в Республике Казахстан, с учетом корректировок. 

Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период (полугодие) ставки в размере 3%. Исчисленная сумма налогов подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5% от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у индивидуальных предпринимателей не менее 23-кратного, юридических лиц – не менее 29-кратного размер месячного расчетного показателя, установленного и действующего на первое число налогового периода, которым является полугодие (с 1 января 2020 года составляет 60 973 тенге и 76 879 тенге, соответственно. С 1 апреля 2020 года составляет 63 894 и 80 562 тенге, соответственно).

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета, является налогооблагаемый доход, определяемый как разница между полученным за налоговый период (календарный год) доходом с учетом корректировок и вычетами, установленными Налоговым Кодексом.

Кроме того, налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета, вправе при определении налогооблагаемого дохода включить в сумму расходов, относимых на вычеты, сумму фиксированного вычета в размере не более 30% от суммы дохода, определенного в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом, с учетом корректировок. При этом общая сумма расходов, относимых на вычеты, включая фиксированный вычет, не должна превышать 70% процентов от суммы дохода с учетом корректировок, предусмотренных Налоговым Кодексом.

Единый совокупный платёж

С 1 января 2019 года введён в действие единый совокупный платёж, плательщиками которого признаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, соответствующие одновременно следующим условиям:

 1)      уплатили единый совокупный платеж;

 2)      не используют труд наемных работников;

 3)      оказывают услуги исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, и (или) реализуют исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства собственного производства, за исключением подакцизной продукции.

Кроме того, размер дохода плательщика единого совокупного платежа за календарный год не должен превышать 1175-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного и действующего на 1 января соответствующего финансового года (с 1 января 2020 года составляет 3 114 925 тенге).

Сумма единого совокупного платежа (включает подлежащие уплате суммы ИПН и социальных платежей) за один месяц составляет 1-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного и действующего на 1 января соответствующего финансового года, в городах республиканского и областного значения, столице (с 1 января 2020 года составляет 2 651 тенге) и 0,5-кратный размер месячного расчетного показателя  – в других населенных пунктах (с 1 января 2020 года составляет 1 325,50 тенге).

Налоговые проверки

Налоговые проверки осуществляются в форме комплексной, тематической и встречной проверки, а также хронометражного обследования и подразделяются на следующие типы:

1)      проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска;

2)      внеплановые.

Следует особо отметить, что налоговое законодательство Республики Казахстан не запрещает проведение повторных внеплановых проверок, то есть проверок по одним и тем же налогам и другим обязательным платежам в бюджет, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный период. Однако, внеплановые проверки (за некоторым исключением) за ранее проверенный период могут проводиться только на основании решения уполномоченного органа (Министерства финансов Республики Казахстан).

За 30 календарных дней до начала проведения выборочной комплексной и (или) выборочной тематической проверки налоговые органы обязаны направить или вручить налогоплательщику (налоговому агенту) соответствующее извещение установленной формы о проведении налоговой проверки. Направление указанного извещения не требуется при проведении внеплановой проверки.

Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, дата вручения которого считается началом её проведения. Предписание о назначении налоговой проверки в обязательном порядке должно быть зарегистрировано в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан до начала налоговой проверки. Проведение налоговой проверки не должно приостанавливать деятельность налогоплательщика. Срок проведения налоговых проверок, указываемый в выдаваемых предписаниях, не должен превышать 30 рабочих дней с момента вручения предписания. В определенных Налоговым Кодексом случаях указанный срок может быть продлен органами налоговой службы.

По окончанию налоговой проверки составляется акт налоговой проверки, дата вручения которого налогоплательщику (налоговому агенту) считается её завершением.

До составления акта налоговой проверки для нижеследующих категорий налогоплательщиков сначала будет вручаться предварительный акт налоговой проверки, к которому данные налогоплательщики будут вправе представить свои письменные возражения:

1)      подлежащим налоговому мониторингу (как включенным в перечень налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков, так и заключившим соглашение о горизонтальном мониторинге);

2)      заключившим инвестиционные контракты;

3)      у которых по предварительным актам, сумма к начислению налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательств по исчислению, удержанию, перечислению обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование превышает 20 000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленный и действующий на 1 января соответствующего финансового года (с 1 января 2020 года составляет 53 020 000 тенге).

По завершении налоговой проверки в случае выявления нарушений, приводящих к начислению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, органом налоговой службы выносится уведомление о результатах проверки, которое не позднее 5-ти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (налоговому агенту).

Налогоплательщик вправе обжаловать уведомление в ведомственном порядке в уполномоченный орган (Министерство финансов Республики Казахстан) в течение 30-ти рабочих дней со дня, следующего за днём вручения налогоплательщику уведомления, или в суд в течение 3-х месяцев со дня получения уведомления. Рассмотрением жалобы на уведомление о результатах проверки занимается специально созданная в уполномоченном органе Апелляционная комиссия.

По жалобе налогоплательщика должно быть вынесено мотивированное решение в срок не более 30-ти рабочих дней с даты регистрации жалобы налогоплательщика или в срок не более 45-ти рабочих дней с даты регистрации жалобы налогоплательщика, подлежащего налоговому мониторингу.

Налогоплательщик может подать жалобу на решение уполномоченного органа, вынесенного по результатам рассмотрения его жалобы на уведомление, в суд в течение 3-х месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно об оставлении его жалобы уполномоченным органом без удовлетворения полностью или в части.

С заявлений об оспаривании уведомлений по актам проверок подлежит уплате государственная пошлина: для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств в размере 0,1% от оспариваемой суммы налогов, таможенных платежей и платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении, но не более 500-кратного размера месячного расчётного показателя, установленного и действующего на дату уплаты государственной пошлины, (с 1 апреля 2020 года составляет 1 389 000 тенге), а для юридических лиц – в размере 1% от оспариваемой суммы налогов и платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении, но не более 20 000-кратного размера месячного расчётного показателя, установленного и действующего на дату уплаты государственной пошлины, (с 1 апреля 2020 года составляет 55 560 000 тенге).