ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Общественные отношения, возникающие при трансфертном ценообразовании, регулируются Законом Республики Казахстан от 5 июля 2008 г. «О трансфертном ценообразовании», направленном на предотвращение потерь государственного дохода в международных деловых операциях и связанных с ними сделках.

Трансфертная цена (трансфертное ценообразование) – цена, которая формируется между взаимосвязанными сторонами и (или) отличается от объективно формирующейся рыночной цены с учетом диапазона цен при совершении сделок между независимыми сторонами, подлежащая контролю в соответствии с указанным выше законом.

Осуществление контроля при трансфертном ценообразовании

Контроль при трансфертном ценообразовании осуществляется по следующим сделкам:

1)         международным деловым операциям, под которыми понимаются:

·           экспортные и (или) импортные сделки по купле-продаже товаров;

·           сделки по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения;

·           сделки резидентов Республики Казахстан, совершенные за пределами территории Республики Казахстан, по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

2)          сделкам, совершаемым на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанным с международными деловыми операциями (под которыми понимаются сделки по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые в последующем явились предметом международной деловой операции):

·           по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон;

·           одна из сторон которых имеет льготы по налогам;

·           одна из сторон которых имеет убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.

Контроль осуществляется посредством проведения уполномоченными органами:

1)         мониторинга сделок;

2)         проверок;

3)         иных процедур, установленных законами Республики Казахстан.

Мониторингу сделок подлежат международные деловые операции по товарам (работам, услугам), перечень которых утверждается уполномоченным органом (например, сырая нефть, золото, сахар, строительные работы, маркетинговые услуги и т.д.). Участники таких сделок должны вести документацию по мониторингу сделок и предоставлять отчетность в уполномоченный орган Отчетным периодом является календарный год.

Проверки по вопросам трансфертного ценообразования проводятся уполномоченным органом в следующих случаях:

1)        при установлении отклонения цены сделки от рыночной цены;

2)        на основании информации о фактах применения трансфертных цен, полученных от государственных органов;

3)        при проведении проверок, осуществляемых уполномоченными органами по вопросам соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан и таможенного законодательства ЕАЭС и (или) Республики Казахстан в случае отсутствия источников информации по рыночным ценам.

При осуществлении контроля за трансфертным ценообразованием уполномоченные органы вправе запрашивать от участников сделки, государственных органов и третьих лиц информацию, необходимую для определения рыночной цены и дифференциала, а также другие данные для проведения мониторинга сделок.

При установлении факта отклонения цены сделки от рыночной цены с учетом диапазона цен в ходе проведения проверок уполномоченные органы производят корректировку объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан. Корректировка проводится только в том случае, если она приводит или может в дальнейшем привести к увеличению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, производится при отклонении цены сделки от рыночной цены, определенной как среднее значение, указанное в источнике информации, по следующим сделкам с участниками:

·           зарегистрированными в государстве с льготным налогообложением;

·           осуществляющими товарообменные (бартерные) операции;

·           имеющими убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки;

·           имеющими льготы по налогам;

·           осуществляющими исполнение обязательств по сделкам, производимым путем зачета встречного однородного требования (включая зачет при уступке требования).

На основании корректировки объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, производится уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, рассчитанных таким образом, как если бы доходы или расходы от этих сделок и другие объекты налогообложения за отчетный период были определены исходя из рыночной цены с учетом диапазона цен, с применением штрафов и пени в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, не производится при отклонении цены сделки от рыночной с учетом диапазона цен в следующих случаях при:

1)         установлении или определении цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования в международном договоре, ратифицированном Республикой Казахстан;

2)         установлении цены сделки в соглашениях между Правительством Республики Казахстан и правительствами других государств;

3)         реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота для пополнения активов в драгоценных металлах;

4)         установлении по решению Правительства Республики Казахстан цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования.

Законом Республики Казахстан от 5 июля 2008 г. «О трансфертном ценообразовании» установлена возможность заключения письменного соглашения по применению трансфертного ценообразования между уполномоченными органами (органами налоговой службы, таможенными органами) и участником сделки, в соответствии с которым устанавливается метод определения рыночной цены и источник информации, применяемый для определения рыночной цены, на определённый период (не более 3-х лет).

Методы определения рыночной цены

В целях определения рыночной цены используется один из следующих методов:

1)         метод сопоставимой неконтролируемой цены;

2)         метод «затраты плюс»;

3)         метод цены последующей реализации;

4)         метод распределения прибыли;

5)         метод чистой прибыли.

Основным методом является метод сопоставимой неконтролируемой цены, который применяется путем сравнения цены сделки на товары (работы, услуги) с рыночной ценой с учётом диапазона цен по идентичным (при их отсутствии – однородным) товарам (работам, услугам) в сопоставимых экономических условиях. При определении рыночной цены товара (работы, услуги) учитывается информация о ценах на товары (работы, услуги) на момент реализации этого товара (работы, услуги).

Метод сопоставимой неконтролируемой цены применяется для определения рыночной цены путем внешнего и (или) внутреннего сопоставления. При внешнем сопоставлении сравниваются сопоставимые сделки между участником сделки и взаимосвязанной стороной и между двумя и более независимыми сторонами. При внутреннем сопоставлении сравниваются сопоставимые сделки между участником сделки и взаимосвязанной стороной и между тем же участником сделки и независимой стороной.

При использовании метода «затраты плюс» рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как сумма произведенных затрат (расходов) и наценки.

Для определения затрат (расходов) учитываются затраты (расходы) на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты (расходы) по транспортировке, хранению, страхованию и иные затраты (расходы). Наценка определяется таким образом, чтобы обеспечить средний диапазон сложившихся для данной сферы деятельности норм рентабельности, который рассчитывается исходя из диапазона норм рентабельности в сопоставимых экономических условиях. Рентабельность для данной сферы деятельности определяется на основании данных органов государственной статистики Республики Казахстан, органов государственных доходов и других источников информации.

Метод цены последующей реализации – метод, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как разность между ценой, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей реализации (перепродаже), и подтверждаемыми затратами (расходами), понесенными покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары (работы, услуги), а также его маржой. Маржа должна соответствовать диапазону маржи.

Метод распределения прибыли определяет прибыль от сделки, которая должна быть распределена между участниками сделки. Такая прибыль распределяется между участниками сделки в соответствии с экономическим обоснованием, функциональным анализом, соглашениями, принятыми в соответствии с принципом «вытянутой руки» и на основе прибыли, которую получили бы эти компании, если бы они были независимыми.

Метод чистой прибыли основывается на определении чистого дохода, который получили бы от этой сделки независимые стороны в сопоставимых экономических условиях. Чистый доход определяется с учетом одного из следующих показателей, которые сформировались по данным бухгалтерского учета:

·           остаточная стоимость активов;

·           объем реализации;

·           затраты.

Источники информации, используемые для определения рыночной цены

Для определения рыночной цены товара (работы, услуги) и иных данных, необходимых для применения методов определения рыночной цены, используются источники информации в установленной очередности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан:

1)         официально признанные источники информации о рыночных ценах;

2)         источники информации о биржевых котировках;

3)         данные государственных органов, уполномоченных органов других государств и организаций о ценах, дифференциале, расходах и об условиях, влияющих на отклонение цены сделки от рыночной цены;

4)         информационные программы, используемые в целях трансфертного ценообразования, информация, предоставляемая участниками сделок, и иные источники информации.

«Трёхуровневая» документация по трансфертному ценообразованию

В соответствии с рекомендациями Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 г. «О трансфертном ценообразовании» были внесены изменения, согласно которым для участников международной группы, осуществляющей деятельность в Республике Казахстан, были установлены обязательства по подготовке и представлению «трехуровневой» документации по трансфертному ценообразованию.

Международной группой признаётся совокупность лиц, являющихся участниками международной группы, включая материнскую компанию такой международной группы, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

1)         в состав вышеупомянутой совокупности лиц входит хотя бы одно лицо, которое признается резидентом Республики Казахстан либо не признается резидентом Республики Казахстан, но осуществляет в Республике Казахстан предпринимательскую деятельность через структурное подразделение, постоянное учреждение;

2)         связаны между собой посредством контроля и (или) участия;

3)         в их отношении составляется консолидированная финансовая отчетность, либо финансовая отчетность которых не учитывается при составлении консолидированной финансовой отчетности исключительно в силу размера или существенности данных таких лиц в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности или иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми фондовыми биржами для допуска ценных бумаг к торгам.

«Трехуровневая» документация по трансфертному ценообразованию для международной группы включает следующие виды отчетности:

·           межстрановую (введена в ретроспективном порядке с 1 января 2016 года);

·           основную (введена с 1 января 2019 года);

·           местную (введена с 1 января 2019 года);

·           заявление об участии в международной группе (введено с 1 января 2018 года).

Местная отчетности подлежит представлению резидентом, являющимся участником международной группы, на периодической (ежегодной) основе, межстрановая и основная отчётности представляются резидентом по требованию уполномоченного органа. Формы и порядок заполнения отчетности утверждаются уполномоченным органом.