СТРОИТЕЛЬСТВО

В настоящее время строительство в Казахстане является одной из отраслей, которой уделяется значительное внимание со стороны государства.

Государственное регулирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществляемой на территории Республики Казахстан, обеспечивается действием законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также государственной системы нормативных документов в области архитектуры, градостроительства и строительства.

Объектами технического регулирования и стандартизации в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности являются здания, сооружения, процессы их проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения, расширения, капитального ремонта и эксплуатации, а также строительные материалы, изделия и конструкции.

При проектировании, строительстве, реконструкции, проведении технического перевооружения, расширения, капитального ремонта и эксплуатации объектов промышленных предприятий на территории специальных экономических зон, а также включенных в республиканскую карту индустриализации, допускается прямое применение международных строительных норм и правил, а также международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации. При строительстве объектов на территории специальных экономических зон, а также включенных в республиканскую карту индустриализации, допускается применение строительных материалов и конструкций, соответствующих требованиям международных строительных норм и правил, а также международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации.

Государственные нормативы (государственные нормативные документы) в области архитектуры, градостроительства и строительства являются составной частью законодательства Республики Казахстан.

Отдельные виды деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

Физические и юридические лица для осуществления проектной деятельности и строительно-монтажных работ в сфере архитектуры, градостроительства и строительства делятся на следующие категории:

I категория - осуществляют проектную деятельность и строительно-монтажные работы на объектах всех уровней ответственности в рамках имеющейся лицензии;

II категория - осуществляют проектную деятельность и строительно-монтажные работы на объектах второго и третьего уровней ответственности, а также работы на объектах первого уровня ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда;

III категория - осуществляют проектную деятельность и строительно-монтажные работы на объектах второго технически несложного и третьего уровней ответственности, а также работы на объектах первого и второго уровней ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда.

Отнесение физических и юридических лиц к определенной категории осуществляется лицензиаром при выдаче лицензии в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к проектной деятельности и строительно-монтажным работам в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, и указывается в особых условиях действия лицензии.

Лицензирование работ в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, осуществляющими государственный архитектурно-строительный контроль.

Лицензиатами являются физические и юридические лица, имеющие лицензию на виды лицензируемой деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства. Лицензиаты, имеющие лицензии на выполнение строительно-монтажных работ, на основании этих лицензий могут осуществлять соответствующие виды ремонтно-строительных работ, реконструкции зданий (за исключением реставрации памятников истории и культуры), сооружений и усиления конструкций.

Строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов, а также прокладка коммуникаций, инженерная подготовка территории, благоустройство и озеленение осуществляются по проектной (проектно-сметной) документации, разработанной в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами детальной планировки, проектом застройки, выполненными на основании генерального плана населенного пункта (или их заменяющей схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью жителей до пяти тысяч человек).

Без проектной (проектно-сметной) документации либо по эскизам (эскизным проектам) заказчик (собственник) по согласованию с местными исполнительными органами городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) может осуществлять:

1)     строительство индивидуальных жилых домов, кроме строительства индивидуальных жилых домов выше двух этажей, расположенных в зонах повышенной сейсмической опасности или с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями, требующими специальных проектных решений и мероприятий при их реализации;

2)     возведение временных строений, располагаемых на собственных приусадебных участках или участках садовых и огородных товариществ, а также жилых и (или) хозяйственно-бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства;

3)     реконструкцию (перепланировку, переоборудование) жилых и нежилых помещений в жилых домах (жилых зданиях), не требующую отвода дополнительного земельного участка (прирезки территории), не связанную с какими-либо изменениями несущих конструкций, инженерных систем и коммуникаций, не ухудшающую архитектурно-эстетические, противопожарные, противовзрывные и санитарные качества, не оказывающую вредное воздействие на окружающую среду при эксплуатации;

4)     изменения других технически не сложных строений, предназначенных для личного пользования граждан.  

Основными участниками отношений, связанных с подрядными работами в строительстве (включая проектные, изыскательские, экспертные, исследовательские работы для строительства, производство строительных материалов, изделий и конструкций по заказам), не относящихся к государственным закупкам, являются заказчик-инвестор проекта (программы) либо его уполномоченное лицо и подрядчик (генеральный подрядчик). Заказчиками подрядных работ в строительстве могут выступать граждане Республики Казахстан, иностранцы, лица без гражданства, отечественные и иностранные юридические лица.

Подрядчиками, выполняющими подрядные работы в строительстве, могут быть физические и юридические лица (включая совместные предприятия), имеющие лицензию на осуществление соответствующих видов архитектурной, градостроительной и (или) строительной деятельности на территории Республики Казахстан.

На соответствующих этапах процесса строительства должны быть выполнены процедуры и соблюдены требования, установленные законодательством Республики Казахстан.

Заказчик, имеющий намерение осуществить строительство объекта, обязан в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан получить в местных исполнительных органах районов (городов) решение о предоставлении соответствующего права на землю. Производство строительно-монтажных работ допускается только на землях, на которые предоставлено соответствующее право (землепользования либо частной собственности) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При наличии соответствующего права на землю заказчик составляет задание на проектирование намеченного объекта, которое должно включать требуемые параметры объекта, иные исходные данные.

Затем местные исполнительные органы на основании решения о предоставлении соответствующего права на землю либо имеющегося у заказчика права на землю выдают заказчику архитектурно-планировочное задание с техническими условиями на подключение к источникам инженерного обеспечения и коммунальных услуг и архитектурной концепцией строительства объекта.

Разработанная в соответствии с заданием на проектирование, архитектурно-планировочным заданием и иными исходными материалами проектная (проектно-сметная) документация должна пройти согласование, комплексную вневедомственную экспертизу и утверждение в соответствии с требованиями, установленными государственными нормативными документами, после чего можно приступить к строительно-монтажным работам.

До начала производства строительно-монтажных работ заказчик обязан уведомить органы, осуществляющие государственный архитектурно-строительный контроль, о начале осуществления деятельности по производству строительно-монтажных работ в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Процесс строительства сопровождается архитектурно-строительным контролем и надзором в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Нарушения норм и требований (условий, правил, ограничений), установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, допущенные ее субъектами, влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

Завершенный строительством объект подлежит приемке в эксплуатацию на основании акта приемки построенного объекта в эксплуатацию, который подписывается заказчиком, подрядчиком (генеральным подрядчиком), лицами, осуществляющими технический и авторский надзоры, на основании декларации о соответствии и заключений о соответствии выполненных работ проекту и качестве строительно-монтажных работ. В отдельных случаях собственник (заказчик, инвестор, застройщик) самостоятельно осуществляет приемку в эксплуатацию завершенных строительством технически несложных объектов.

Утвержденный в установленном порядке акт приемки построенного объекта в эксплуатацию является основанием для внесения в информационную систему правового кадастра идентификационных и технических сведений зданий, сооружений и (или) их составляющих на вновь созданное недвижимое имущество, регистрации прав на недвижимое имущество.