СУДЫ И АРБИТРАЖ

Суды Республики Казахстан

В настоящее время судебная система Казахстана представлена районными и приравненными к ним судами, областными и приравненными к ним судами, Верховным Судом Республики Казахстан.

В  то  же  время   Гражданским    процессуальным  кодексом  установлена  3-звенная судебная система, включающая суды первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Среди районных судов выделяют специализированные суды: межрайонные экономические, районные и приравненные к ним административные, военные, межрайонные суды по делам несовершеннолетних.

01 июля 2021 года в связи с ожидающимся вступлением в законную силу Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан в Казахстане должны начать работать новые административные суды, а действующие специализированные межрайонные административные суды будут переименованы в суды по административным правонарушениям.

К областным судам приравнены суды городов Нур-Султан, Алматы и Шымкента, а также Военный суд войск Республики Казахстан.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

По общему правилу все дела по первой инстанции рассматриваются в районных (городских) и приравненных к ним судах.

Из этого правила есть несколько исключений: Суд города Нур-Султана по правилам суда первой инстанции рассматривает и разрешает гражданские дела по инвестиционным спорам, кроме дел, подсудных Верховному Суду Республики Казахстан, а также по иным спорам между инвесторами и государственными органами, связанным с инвестиционной деятельностью инвестора, с участием иностранного юридического лица (его филиала, представительства), осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстана; юридического лица, созданного с иностранным участием в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат иностранному инвестору; инвесторов при наличии заключенного контракта с государством на осуществление инвестиций.

Верховный Суд Республики Казахстан рассматривает и разрешает по правилам суда первой инстанции гражданские дела:

1) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума;

2) по инвестиционным спорам, стороной в которых является крупный инвестор.

Под инвестиционным спором понимается спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами, в том числе крупными инвесторами, и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора.

Крупным инвестором является физическое или юридическое лицо, осуществляющее инвестиции в Республике Казахстан в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя.

Таким образом, в Казахстане действует особая подсудность для инвестиционных споров, которые рассматриваются в судах, расположенных в г. Нур-Султан – в суде г. Нур-Султан и Верховном Суде Республики Казахстан.

Специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам.

К корпоративным спорам относятся споры, стороной которых являются коммерческая организация, ассоциация (союз) коммерческих организаций, ассоциация (союз) коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации в соответствии с законами Республики Казахстан, и (или) ее акционеры (участники, члены), в том числе бывшие (далее - корпоративные споры), связанные с:

1)  созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица;

2) принадлежностью акций акционерных обществ, долей участия в уставном капитале хозяйственных товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, в том числе признания сделок с ними недействительными, за исключением споров, возникающих в связи с разделом наследственного имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции акционерного общества, доли участия в уставном капитале хозяйственных товариществ, паи членов кооперативов;

3) требованиями о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу действиями (бездействием) должностных лиц, учредителей, акционеров, участников и иных лиц;

4)  признанием недействительными сделок и (или) применением последствий недействительности таких сделок;

5)  назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений между такими лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением их полномочий;

6)  эмиссией ценных бумаг;

7)  ведением системы реестров держателей ценных бумаг, с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, а также споры, связанные с размещением и (или) обращением ценных бумаг;

8)  признанием недействительной государственной регистрации эмиссии акций;

9)  созывом и проведением общего собрания участников юридического лица и принятыми на нем решениями;

10) оспариванием решений, действий (бездействия) органов управления юридического лица.

Специализированные межрайонные экономические суды также рассматривают дела о реструктуризации финансовых организаций и организаций, входящих в банковский конгломерат в качестве родительской организации и не являющихся финансовыми организациями, в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, дела о реструктуризации задолженности, реабилитации и банкротстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также их ликвидации без возбуждения процедуры банкротства.

Специализированные районные и приравненные к ним административные суды рассматривают дела об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Военные суды рассматривают гражданские дела об обжаловании военнослужащими Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, гражданами, проходящими военные сборы, действий (бездействия) должностных лиц и органов военного управления. Военные суды вправе рассматривать и другие гражданские дела, если одной из сторон являются военнослужащий, органы военного управления, воинская часть.

Специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних рассматривают и разрешают гражданские дела по спорам об определении места жительства ребенка; определении порядка общения родителя с ребенком и отобрании ребенка, находящегося у других лиц; об определении места жительства ребенка при выезде ребенка с одним из родителей за пределы республики на постоянное место жительства; о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав; об усыновлении (удочерении) ребенка и его отмене; о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации образования с особым режимом содержания; по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними; об установлении отцовства несовершеннолетнего и взыскании с него алиментов; по заявлениям об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); об установлении отцовства и о взыскании алиментов в процентном отношении или твердой денежной сумме на содержание ребенка; об уменьшении размера алиментов; о защите трудовых, жилищных прав несовершеннолетних; о возмещении вреда, причиненного совместно несовершеннолетними и совершеннолетними, в том числе с участием недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних.

Гражданские дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично, который действует от имени суда.

Рассмотрение дел в судах апелляционной и кассационной инстанций осуществляется, по общему правилу, коллегиальным составом суда (не менее трех судей). В отдельных случаях – единолично.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном и в определенных случаях в кассационном порядке.

Решения суда первой инстанции вступают в законную силу по истечении срока на их апелляционное обжалование, если они не были обжалованы.

Апелляционные жалоба, ходатайство прокурора могут быть поданы, по общему правилу, в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

В случае подачи апелляционной жалобы или ходатайства прокурора в апелляционном порядке решение суда первой инстанции, если оно не отменено, вступает в законную силу в день вынесения постановления судом апелляционной инстанции.

Вступившие в законную силу судебные акты местных и других судов в случае соблюдения апелляционного порядка их обжалования, а также судебные акты специализированной судебной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан могут быть пересмотрены в кассационном порядке Верховным Судом Республики Казахстан.

Кассационное ходатайство или протест на судебные акты местных судов могут быть поданы в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Следует учитывать, что не все судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке.

Так, не подлежат пересмотру в кассационном порядке судебные акты, вынесенные по делам, оконченным мировым соглашением, соглашением об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации или соглашением об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры, связанным с имущественными интересами физических лиц при сумме иска менее двух тысяч месячных расчетных показателей и юридических лиц при сумме иска менее тридцати тысяч месячных расчетных показателей, оконченным в связи с отказом от иска, а также ряд других дел.

Постановление суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его оглашения.

Постановление судебной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан как кассационной инстанции может быть пересмотрено в исключительных случаях, если принятое постановление может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан, если принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы или если принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.

Решения, определения и постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся и новым обстоятельствам по основаниям, определенным Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан.

При подаче заявлений в суд первой инстанции оплачивается государственная пошлина в размере:

1)  по имущественным искам с физических лиц – 1 % от суммы иска, с юридических лиц – 3 % от суммы иска;

2)  по неимущественным искам – 50 % от размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на текущий год.

При подаче кассационного ходатайства в суд кассационной инстанции также взимается государственная пошлина в размере пятидесяти процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера – от размера государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы. При обжаловании судебных актов в апелляционном порядке – государственная пошлина не взимается.

На любой стадии гражданского процесса, а также на стадии исполнения судебного акта, сторонам предоставляется возможность заключить мировое соглашение или иные виды соглашений, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан, с целью урегулирования спора.

В настоящее время в Республике Казахстан Верховным Судом в целях создания мобильного, прозрачного, доступного для всех правосудия реализован проект по созданию электронного судебного кабинета.

Судебный кабинет представляет из себя единое окно доступа к сервисам судов Республики Казахстан в электронном виде.

Посредством судебного кабинета участники спора могут подавать в суды Республики Казахстан в электронном виде исковые заявления, отзывы на исковые заявления, апелляционные, кассационные ходатайства и прочие процессуальные документы.

С целью легализации такого порядка подачи процессуальных документов в гражданское процессуальное законодательство Республики Казахстан были внесены изменения и дополнения, которые прямо допускают возможность подачи искового заявления и иных процессуальных документов электронным способом.

В случае неисполнения решения суда добровольно, исполнение осуществляется в принудительном порядке уполномоченными государственными органами – территориальными органами Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан - Департаментами по исполнению судебных актов по областям, г. Нур-Султан и г. Алматы, а также частными судебными исполнителями, действующими на определенной территории.

К исполнению частным судебным исполнителем принимаются все исполнительные документы, предусмотренные Законом Республики Казахстан от 2 апреля 2010 г. «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», за исключением исполнительных документов о:

1)  взыскании с государства;

2) взыскании с юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированным с ним юридическим лицам;

3) взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;

4) взыскании в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячи месячных расчетных показателей;

5)  конфискации имущества либо о передаче имущества государству;

6)  выселении, вселении, сносах, изъятиях земельных участков и других категорий дел, производимых в интересах государства.

Исполнительные документы по указанным категориям дел принимаются к исполнению государственными судебными исполнителями.

В случае обращения за принудительным исполнением решения суда к частным судебным исполнителям, оплата деятельности частного судебного исполнителя производится за счет средств, взысканных с должника, и устанавливается в размере от трех до двадцати пяти процентов с взысканной суммы или стоимости имущества в зависимости от категории дел и суммы взыскания. За неисполнение решения суда законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Основными законодательными актами, регулирующими процессуальную деятельность судов, вопросы исполнительного производства в Республике Казахстан являются:

  • Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 г. № 377-V;
  • Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 г. № 231-V;
  • Закон Республики Казахстан от 02 апреля 2010г. № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»;
  • Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 г. № 234-V;
  • Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 г. № 235-V.

Арбитраж

Общая информация. Арбитражное разбирательство является широко признанным механизмом альтернативного разрешения споров. Основными преимуществами арбитража перед государственными судами являются обеспечение конфиденциальности разбирательства, быстрота и экономичность процесса, беспристрастность и объективность, возможность выбора арбитров, правил, языка, места разбирательства и применимого права самими спорящими сторонами, а также возможность принудительного исполнения арбитражного решения в 168 странах мира.

Деятельность арбитражей в Казахстане регулируется Законом Республики Казахстан от 8 апреля 2016 года № 488-V «Об арбитраже». Казахстан является участником основных международных конвенций в сфере международного коммерческого и инвестиционного арбитража: Нью-Йоркской конвенции 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», Европейской конвенции 1961 г. «О внешнеторговом арбитраже», Вашингтонской конвенции 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами».

Арбитражи в Республике Казахстан могут быть созданы в виде постоянно действующего арбитража или арбитража для разрешения конкретного спора (ad hoc). Постоянно действующие арбитражи могут образовываться физическими и (или) юридическими лицами в соответствии с законодательством РК. Арбитраж для рассмотрения конкретного спора создается сторонами для разрешения спора и действует до разрешения данного спора или до принятия сторонами решения о передаче спора в суд.

С 2016 г. в Казахстане функционирует Арбитражная палата Казахстана – некоммерческая организация, представляющая собой добровольное объединение постоянно действующих арбитражей, арбитров, создаваемое в целях обеспечения благоприятных условий для реализации, стимулирования и поддержки деятельности арбитражей в Казахстане.

Точное количество постоянно действующих арбитражей в Казахстане неизвестно. По нашим данным, в настоящее время существует порядка 40-50 постоянно действующих арбитражей.

Арбитры и арбитражи при разрешении переданных им споров независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо вмешательство в их деятельность государственных органов и иных организаций, за исключением случаев, установленных Законом об арбитраже.

Арбитражное соглашение. Спор может быть передан на рассмотрение арбитража при наличии заключенного между сторонами арбитражного соглашения в отношении споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами по какому-либо конкретному гражданско-правовому отношению.

Арбитражное соглашение в отношении спора, который находится на рассмотрении в суде, может быть заключено до принятия решения по спору указанным судом. В этом случае суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения.

Виды арбитражного соглашения:

1) арбитражная оговорка – соглашение сторон договора о передаче могущего возникнуть из договора спора на рассмотрение в арбитраж, включенное в текст основного договора, регулирующего материально-правовые отношения сторон;

2) арбитражный договор – самостоятельное соглашение сторон о передаче на рассмотрение в арбитраж споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами по определенному предмету, кругу договоров в определенной сфере деятельности;

3) третейская запись – отдельное, текстуально независимое от основного договора соглашение сторон о передаче уже возникшего между сторонами спора на рассмотрение в арбитраж (третейский суд).

Арбитражное соглашение, независимо от его вида, является гражданско-правовым договором, к которому применимы общие положения Гражданского кодекса РК о сделках.

Арбитражная оговорка, даже будучи включенной в текст основного контракта, остается самостоятельным соглашением с самостоятельной юридической судьбой. Отмена, изменение или признание недействительной арбитражной оговорки не ведет само по себе к прекращению, изменению или признанию недействительным основного контракта. И, напротив, метаморфозы с основным контрактом не влияют на юридическую силу арбитражной оговорки.

Арбитражное соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), а также по договору займа между коммерческой организацией и физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

Арбитражное соглашение заключается в письменной форме, к которой могут быть приравнены:

1) обмен сторонами различными документами, в т.ч. электронными, определяющими субъектов и содержание их волеизъявления;

2) обмен исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.

Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение арбитража также, является арбитражным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме, и данная ссылка такова, что делает арбитражное соглашение частью договора.

Действие арбитражного соглашения может быть прекращено соглашением сторон в том же порядке, в котором оно заключалось. Односторонний отказ от арбитражного соглашения недопустим.

Компетенция. В арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры, вытекающие из следующих гражданско-правовых отношений, между физическими и (или) юридическими лицами:

1) имущественных отношений;

2) личных неимущественных отношений, связанных с имущественными.

                           Арбитражу не подведомственны споры:

1)  возникающие из личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными;

2)  по которым затрагиваются интересы несовершеннолетних лиц;

3) по которым затрагиваются интересы лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными;

4)  о реабилитации и банкротстве;

5)  между субъектами естественных монополий и их потребителями;

6)  между государственными органами;

7)  между субъектами квазигосударственного сектора.

Арбитраж не вправе рассматривать споры между физическими и (или) юридическими лицами Республики Казахстан с одной стороны и государственными органами, государственными предприятиями, а также юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, с другой – при отсутствии согласия уполномоченного органа соответствующей отрасли (в отношении республиканского имущества) или местного исполнительного органа (в отношении коммунального имущества).я возможности рассмотрения арбитражем споров с участием государственных органов обязательно должны быть соблюдены следующие условия:

1) спор должен быть гражданско-правовым. В гражданско-правовые отношения госорган может вступать: 1) от своего имени (например, заключение договоров купли-продажи офисной мебели, автомобилей, оргтехники, канцтоваров и т.п.); 2) от имени государства (таких отношений реально существует главным образом два вида: в сфере недропользования и в сфере заимствования);

2) второй стороной в споре должно быть физическое и (или) юридическое лицо;

3) должно быть заключено арбитражное соглашение. При этом если второй стороной в споре является физическое и (или) юридическое лицо Республики Казахстан, то в силу п. 10 ст. 8 Закона об арбитраже для заключения арбитражного соглашения необходимо получить специальное согласие уполномоченного органа.

Арбитры. Арбитром избирается (назначается) физическое лицо, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей арбитра, достигшее возраста тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет.

Арбитр, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава арбитража.

По соглашению сторон арбитром могут быть избраны гражданин Республики Казахстан, иностранец либо лицо без гражданства.

Дополнительные требования к кандидатам в арбитры могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены регламентом постоянно действующего арбитража.

Арбитром не может быть лицо:

1) избранное или назначенное судьей в порядке, установленном законом РК;

2) признанное судом в порядке, установленном законом РК, недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) имеющее неснятую или непогашенную судимость;

4) являющееся государственным служащим, депутатом Парламента РК, депутатом маслихата, осуществляющим свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет средств государственного бюджета, и военнослужащим.

Расходы.  Расходы, связанные с разрешением спора в арбитраже, включают:

1) гонорар арбитров; 

2) расходы, понесенные арбитрами в связи с участием в арбитражном разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора, проживание и питание; 

3) суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам; 

4) расходы, понесенные арбитрами в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения; 

5) расходы, понесенные свидетелями; 

6) расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось арбитражное решение; 

7) расходы на организационное и материальное обеспечение арбитражного разбирательства.

В постоянно действующем арбитраже размер гонорара арбитров определяется в соответствии со шкалой гонораров арбитров, предусмотренной регламентом постоянно действующего арбитража.

В арбитраже для разрешения конкретного спора размер гонорара арбитров определяется по соглашению сторон, а при отсутствии такового – арбитражем для разрешения конкретного спора в порядке, предусмотренном для постоянно действующего арбитража.

Распределение расходов, связанных с разрешением спора в арбитраже, между сторонами производится арбитражем в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такового – пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям.

Отмена арбитражного решения. Арбитражное решение является окончательным и пересмотру по существу не подлежит. Основаниями для отмены арбитражного решения являются процессуальные нарушения, отсутствие арбитражного соглашения, неарбитрабельность спора или противоречие публичному порядку РК. Отменить на территории РК можно только те решения, которые были вынесены казахстанскими арбитражами.

Все основания для отмены арбитражного решения делятся на две группы:

1) по ходатайству стороны арбитражного разбирательства, которая должна доказать, что арбитражное решение содержит решение по вопросу, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия; одна из сторон арбитражного соглашения была признана судом недееспособной или арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания – по законодательству РК; сторона не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам, признанным судом уважительными, не могла представить свои объяснения; состав арбитража или арбитражная процедура разбирательства не соответствовали соглашению сторон; имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или арбитражное решение либо определение суда или арбитража о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска;

2) по инициативе суда в случае определения судом, что: арбитражное решение противоречит публичному порядку РК или спор, по которому вынесено арбитражное решение, не может являться предметом арбитражного разбирательства по законодательству РК.

Публичный порядок Республики Казахстан – основы правопорядка, закрепленные в законодательных актах РК. Оговорку о публичном порядке нельзя использовать только на основании различий политической или экономической системы. Оговорка о публичном порядке может быть применена, когда применение иностранного права противоречило бы основам правопорядка РК, правовым принципам, породило бы последствия, недопустимые с точки зрения казахстанского правосознания.

Ходатайство об отмене арбитражного решения подается в суд в соответствии с ГПК РК. Ходатайство об отмене арбитражного решения не может быть заявлено по истечении одного месяца со дня получения стороной, заявляющей это ходатайство, арбитражного решения. При рассмотрении ходатайства об отмене арбитражного решения, отказа в выдаче исполнительного листа суд не вправе пересматривать решение арбитража по существу.

Принудительное исполнение арбитражного решения.

Арбитражное решение признается обязательным и при подаче в суд письменного заявления приводится в исполнение в соответствии с ГПК РК.

По общему правилу, арбитражное решение является окончательным и пересмотру по существу не подлежит. Поэтому отказ в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения возможен только по основаниям, установленным в п. 1 ст. 57 Закона об арбитраже. Эти основания подразделяются на две группы и в целом соответствуют основаниям, предусмотренным Нью-Йоркской конвенцией.

Первая группа охватывает различные процессуальные юридические факты (либо фактические составы), наличие или отсутствие которых является основанием для отказа в признании и исполнении арбитражного решения. Ко второй группе относятся такие оценочные фактические обстоятельства, которые имеют отношение к содержательной стороне арбитражного разбирательства и также могут послужить при их установлении основанием для отказа в признании юридической силы за арбитражным решением. Перечень оснований носит исчерпывающий характер.   

К исполнению иностранных ар­битражных решений на территории РК применяется национальное гражданское процессуальное законодательство. Согласно ст. 504 ГПК отказ в выдаче и выдача исполнительного листа осуществляются по правилам, предусмотренным главой 20 ГПК, посвященной принудительному исполнению решений, вынесенных арбитражами, действующими на территории РК.

Казахстанский Международный Арбитраж. Мы своим клиентам рекомендуем при выборе арбитража обращаться в Казахстанский Международный Арбитраж (КМА).

КМА является одним из крупнейших ведущих арбитражей в РК и странах Центральной Азии, который осуществляет рассмотрение споров не только по законодательству РК, но и согласно нормам права, выбранного сторонами разбирательства.

Председателем КМА является видный казахстанский ученый, доктор юридических наук, профессор, академик HAH PK, председатель правления Арбитражной палаты Казахстана – Сулейменов Майдан Кунтуарович, под руководством которого был разработан Гражданский кодекс РК.

Арбитрами КМА являются 172 высококвалифицированных специалиста. 80 Арбитров являются гражданами Казахстана и 92 – иностранными экспертами из Австралии, Австрии, Азербайджана, Бельгии, Беларуси, Великобритании, Германии, Грузии, Италии, Индии, Китая, Южной Кореи, Литвы, Молдовы, Нидерландов, ОАЭ, Польши, России, Украины, Узбекистана, Сингапура, Словении, США, Франции, Финляндии, Чехии, Швеции, Японии.

Подавляющее большинство рассматриваемых Арбитрами КМА споров составляют споры с участием иностранных юридических лиц – 71%. Национальность спорящих сторон: Австралия, Алжир, Антигуа и Барбуда, Беларусь, Бельгия, Британские Виргинские Острова, Великобритания, Германия, Гонконг, Италия, Китай, Южная Корея, Кыргызстан, Литва, Лихтенштейн, Нидерланды, ОАЭ, Панама, Польша, Россия, Содружество Багамских Островов, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Швейцария, Эстония и др.

Для обращения в Казахстанский Международный Арбитраж сторонам рекомендуется в своих контрактах (договорах) использовать следующую типовую арбитражную оговорку. Стороны могут достичь соглашения о передаче спора в арбитраж даже в ходе рассмотрения спора государственным судом вплоть до вынесения решения.

«Любые споры и/или разногласия, возникающие из настоящего контракта (договора) или в связи с ним, подлежат окончательному урегулированию в Казахстанском Международном Арбитраже в соответствии с действующим Регламентом».

Состав Арбитража будет включать [одного/трех] Арбитров.

Место проведения арбитражного разбирательства …………[указать].

Языком арбитражного разбирательства будет [……………] язык.

«Настоящий контракт (договор) регулируется нормами материального права…………[указать]».

Суд Международного финансового центра «Астана»

С недавнего времени в Республике Казахстан начал функционировать Международный финансовый центр «Астана», правовой статус которого определяется Конституционным законом Республики Казахстан от 07 декабря 2015 г. «О Международном финансовом центре «Астана».

Международный финансовый центр «Астана» (далее - Центр) – это территория в пределах города Нур-Султан с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере.

Суд Центра является одним из органов данного Центра, который независим в своей деятельности и не входит в судебную систему Республики Казахстан.

Суд Центра состоит из двух инстанций: суд первой инстанции и апелляционный суд.

Председатель и судьи суда Центра назначаются и освобождаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Управляющего Центром.

В настоящее время судьями суда Центра являются в основном бывшие судьи Великобритании, обладающие огромным опытом в сфере разрешения споров.

Суд Центра не осуществляет уголовное и административное судопроизводство и обладает исключительной юрисдикцией в отношении:

1) рассмотрения и разрешения споров, возникающих между участниками Центра, органами Центра и (или) их иностранными работниками;

2) рассмотрения и разрешения споров, касающихся любой операции, осуществленной в Центре и подчиненной праву Центра;

3) рассмотрения и разрешения споров, переданных суду Центра по соглашению сторон.

В суде Центра имеется упрощенная процедура рассмотрения споров с ценой иска до 150 000 долларов США.

Суд Центра в своей деятельности руководствуется постановлением Совета «О суде Международного финансового центра «Астана», которое должно быть основано на процессуальных принципах и нормах Англии и Уэльса и (или) стандартах ведущих мировых финансовых центров.

Кроме того, Суд Центра при разрешении споров руководствуется действующим правом Центра, а также может учитывать вступившие в законную силу решения суда Центра по конкретным спорам и вступившие в силу решения судов других юрисдикций общего права.

Решения апелляционного суда Центра являются окончательными, не подлежат обжалованию и обязательны для всех физических и юридических лиц.

Любые юристы со всего мира вправе представлять интересы сторон в разбирательстве, которое будет проходить в суде Центра.

Исполнение решений суда Центра в Республике Казахстан осуществляется в том же порядке и на тех же условиях, что и исполнение решений судов Республики Казахстан. При этом должен быть обеспечен перевод решений суда Центра на казахский или русский язык в порядке, определенном актами Центра.

Официальным языком Центра является английский язык, используемый во всех регулируемых Центром сферах общественных отношений на всей территории Центра.

Соответственно, судопроизводство в Центре ведется на английском языке, по заявлению сторон с переводом на казахский или русский язык.