НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ И НЕФТЯНЫЕ ОПЕРАЦИИ

По оценке учёных ведущих стран мира Казахстан занимает 6-е место в мире по запасам минеральных ресурсов. По доказанным запасам нефти Казахстан занимает 12 место в мире[1].

Нефтегазовая отрасль занимает одно из главных мест в экономике Казахстана. На начало 2020 года общий объем запасов нефти в стране составляет около 30 млрд баррелей или 1,7% от мировых запасов; извлекаемые запасы газа в республике составляют 3,9 трлн куб. м, что соответствует 1,7% от мировых запасов[2].

По подтверждённым запасам нефти Казахстан обладает 3% от общемирового запаса нефти и по этому показателю входит в число 15 ведущих стран мира. Прогнозные запасы нефти только по расположенным в казахстанском секторе Каспийского моря месторождениям составляют более 124,3 млрд. баррелей или 17 млрд. тонн.

В Казахстане функционируют свыше 250 месторождений нефти и газа. В Казахстане действует около 204 контрактов на недропользование по углеводородному сырью, в т.ч.: контрактов на разведку углеводородного сырья – 63, на добычу углеводородного сырья – 55, совмещенных контрактов на разведку и добычу углеводородного сырья – 71, контрактов на разведку и добычу углеводородного сырья, осуществляемых на условиях Раздела Продукции (Контракты СРП), – 15.

В течение 2019 года развитие нефтегазовой отрасли в Казахстане показывало положительную динамику. Однако, сокращение спроса на углеводородное сырьё из-за снижения промышленного производства в мире привело к падению цен на нефть в марте 2020 года, что может негативно сказаться на экономике Казахстана. По прогнозам, возможно, улучшения ситуации на мировом рынке нефти потребуется ожидать в течение 1-2 лет[3].

На сегодняшний день в нефтегазовой отрасли страны представлены более 2000 компаний, в которых занято около 200 тыс. работников. В 2020 году будут сохраняться риски по высвобождению рабочих мест в данной сфере.

В Казахстане правовое регулирование отношений, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, берет свое начало с момента получения страной независимости – с 1991 года.

C 29 июня 2018 года отношения в сфере недропользования регулируются Кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 2017 г. «О недрах и недропользовании». Указанный кодекс заменил собой действовавший ранее Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 г.  «О недрах и недропользовании», который с 29 июня 2018 г. утратил свое действие в основной части.

Закон Республики Казахстан от 09 января 2012 г. «О газе и газоснабжении» определяет правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений в сфере газа и газоснабжения в Республике Казахстан и направлен на создание условий для обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в газе, а также для эффективной, надежной и безопасной эксплуатации объектов систем газоснабжения.

Право недропользования

Право недропользования представляет собой возможность на возмездной основе пользоваться недрами в пределах выделенного участка в предпринимательских целях в течение определенного срока.

Право недропользования является платным (возмездным), может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым. 

Субъектами права недропользования могут быть как казахстанские, так и иностранные физические и юридические лица, если иное прямо не установлено законодательством. Кроме того, обладателями права недропользования могут быть одновременно несколько лиц.

В Республике Казахстан право недропользования предоставляется для осуществления следующих операций:

1)     геологическое изучение недр;

2)     разведка полезных ископаемых;

3)     добыча полезных ископаемых;

4)     использование пространства недр;

5)     старательство.

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан право недропользования возникает путём:

1)     предоставления права недропользования (наделение лица правом недропользования непосредственно государством);

2)     перехода права недропользования (доли в праве недропользования) (наделение лица правом недропользования другим недропользователем на основании гражданско-правовых сделок);

3)     перехода права недропользования в порядке правопреемства (возникновение права недропользования у правопреемника при реорганизации юридического лица, за исключением преобразования либо наследования).

Предоставление права недропользования

Право недропользования предоставляется на основании лицензии на недропользование (лицензионный режим недропользования) или на основании контракта на недропользование (контрактный режим недропользования).

Лицензионный режим недропользования

Лицензия на недропользование является документом, выдаваемым уполномоченным государственным органом и предоставляющим ее обладателю право на пользование участком недр в целях проведения операций по недропользованию в пределах указанного в нем участка недр.

С учетом вида операций по недропользованию выдаются следующие лицензии на недропользование:

1)     лицензия на геологическое изучение недр;

2)     лицензия на разведку твердых полезных ископаемых;

3)     лицензия на добычу твердых полезных ископаемых;

4)     лицензия на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

5)     лицензия на использование пространства недр;

6)     лицензия на старательство.

В настоящее время право пользования участками недр в целях проведения операций по разведке или добыче твердых полезных ископаемых и добыче общераспространенных полезных ископаемых осуществляется в лицензионном режиме, что не было предусмотрено утратившим свою силу Законом Республики Казахстан от 24 июня 2010 г. «О недрах и недропользовании».

Лицензия подлежит переоформлению в следующих случаях:

1)     изменение сведений о недропользователе:

для физических лиц – изменения фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) гражданства;

для юридических лиц – изменения наименования или места нахождения;

2)     переход права недропользования и (или) доли в праве недропользования;

3)     продление срока лицензии;

4)     изменение границ территории участка недр.

Действие лицензии на недропользование прекращается в следующих случаях:

1)     истечение срока, на который она была выдана, если иное не предусмотрено Кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 2017 г. «О недрах и недропользовании»;

2)     смерть ее единственного обладателя (в том числе объявления его умершим), если право недропользования, возникшее на основании лицензии, в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан признано выморочным имуществом;

3)     отзыв лицензии или признания ее недействительной;

4)     отказ недропользователя от участка недр, на который была выдана лицензия.

Лицензия может быть признана недействительной в судебном порядке в следующих случаях:

1)     при установлении факта предоставления государственному органу, выдавшему лицензию, заведомо недостоверной информации, повлиявшей на его решение выдать лицензию;

2)     нарушения установленного порядка выдачи лицензии, что привело к необоснованному решению государственного органа о выдаче лицензии, вследствие установленного судом факта злонамеренного соглашения между должностным лицом государственного органа и заявителем;

3)     выдачи лицензии лицу, признанному недееспособным и являвшимся таковым в день выдачи;

4)     если выдача лицензии не предусмотрена или запрещена Кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 2017 г. «О недрах и недропользовании».

Контрактный режим недропользования

Право пользования недрами в целях проведения операций по разведке и добыче или добыче углеводородов, а также по добыче урана предоставляется государством путем заключения контракта на недропользование, который является договором, содержание, порядок заключения, исполнения и прекращения которого определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области недропользования.

По контракту на недропользование Республика Казахстан в лице компетентного органа обязуется предоставить на определенный срок другой стороне (недропользователю) право недропользования, а недропользователь обязуется за свой счет и на свой риск осуществлять недропользование в соответствии с условиями контракта и Кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 2017 г. «О недрах и недропользовании». За некоторыми исключениями, установленными законодательством Республики Казахстан, одно и то же лицо может заключать неограниченное количество контрактов на недропользование.

Проекты контрактов на недропользования разрабатываются в соответствии с типовыми контрактами, утверждаемыми компетентным органом. При этом отклонение от типового контракта допускается только в случаях, пределах и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан в области недропользования.

Применимым правом по контрактам на недропользование является право Республики Казахстан.

Срок действия контракта на разведку и добычу углеводородов определяется последовательно закрепленными в нем периодом разведки, подготовительным периодом (при необходимости) и периодом добычи. Срок действия контракта на добычу углеводородов определяется последовательно закрепленными в нем подготовительным периодом и периодом добычи. Срок действия контракта на добычу урана определяется последовательно закрепленными в нем периодом опытно-промышленной добычи и периодом добычи.

Внесение изменений и дополнений в контракт на недропользование производится путем заключения сторонами дополнения к контракту. При этом дополнение к контракту заключается в следующих случаях:

1)     изменение сведений о недропользователе: 

2)     изменение сведений о компетентном органе;

3)     переход права недропользования и (или) доли в праве недропользования;

4)     закрепление участка (участков) добычи и подготовительного периода (подготовительных периодов);

5)     закрепление участка (участков) и периода (периодов) добычи или периода (периодов) добычи;

6)     продление периода (периодов) разведки или добычи;

7)     увеличение или уменьшения участка (участков) недр;

8)     выделение участка (участков) недр;

9)     в отношении стратегических участков недр – изменения экономических интересов Республики Казахстан, создающего угрозу национальной безопасности.

Действие контракта на недропользование прекращается в случаях:

1)     истечения срока, на который он был заключен, в том числе если:

-        до окончания периода разведки не было заключено дополнение к контракту, предусматривающее закрепление подготовительного периода либо периода добычи;

-        до окончания подготовительного периода не было заключено дополнение к контракту, предусматривающее закрепление периода добычи;

2)     смерти лица, являющегося единственным обладателем права недропользования по контракту (в том числе объявления его умершим), если такое право недропользования в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан признано выморочным имуществом;

3)     ликвидации юридического лица, являющегося недропользователем;

4)     досрочного прекращения действия контракта или признания его недействительным;

5)     расторжения контракта по соглашению сторон;

6)     принятия Правительством Республики Казахстан решения о запрете пользования участком недр в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области недропользования;

7)     отказа (возврата) недропользователя (недропользователем) от всего участка (всех участков) недр, по которому (которым) был заключен контракт.

Основаниями для признания контракта на недропользование недействительным являются:

1)     признание аукциона на предоставление права недропользования недействительным;

2)     отсутствие в контракте на недропользование обязательных условий, установленных Кодексом РК от 27 декабря 2017 г. «О недрах и недропользовании»;

3)     установление факта предоставления компетентному органу заведомо недостоверной информации, повлиявшей на его решение заключить контракт на недропользование с данным лицом;

4)     иные основания, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Признание контракта на недропользование недействительным влечет недействительность всех последующих сделок, предметом которых является право недропользования, предоставленное на основании такого контракта.

Переход права недропользования

Переход права недропользования (доли в праве недропользования) осуществляется в случае отчуждения права недропользования (доли в праве недропользования) другому лицу на основании гражданско-правовых сделок либо в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Запрещается переход права недропользования (доли в праве недропользования):

1)    по лицензии на разведку твердых полезных ископаемых в первый год ее действия;

2)    по лицензии на геологическое изучение недр;

3)    по лицензии на старательство.

Переход права недропользования (доли в праве недропользования) производится путем переоформления лицензии на недропользование или, соответственно, внесения изменения в контракт на недропользование. Для переоформления лицензии на недропользование или внесения изменения в контракт на недропользование приобретатель права недропользования обращается с заявлением в государственный орган, выдавший лицензию на недропользование или заключивший контракт на недропользование.

Предоставление права недропользования по углеводородам

По общему правилу (за некоторыми нижеуказанными исключениями), право недропользования по углеводородам предоставляется государством на основании аукциона.

Лицо, заинтересованное в получении права недропользования по углеводородам, подает в компетентный орган заявление на проведение аукциона для предоставления права недропользования по углеводородам, которое подлежит рассмотрению в течение двадцати рабочих дней со дня его поступления в компетентный орган. По результатам рассмотрения заявления компетентный орган не более двух раз в год публикует извещение о проведении аукциона, либо отказывает в рассмотрении заявления по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан в области недропользования.

Аукцион на предоставление права недропользования по углеводородам организуется компетентным органом и проводится оператором электронных аукционов на предоставление права недропользования по углеводородам. Оператор электронных аукционов на предоставление права недропользования по углеводородам - юридическое лицо, определяемое компетентным органом, осуществляющее в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, проведение аукционов на предоставление права недропользования по углеводородам.

Критерии по определению оператора электронных аукционов на предоставление права недропользования по углеводородам утверждаются компетентным органом.

Извещение о проведении аукциона и об условиях его проведения размещается на интернет-ресурсе компетентного органа, а также направляется для опубликования в периодические печатные издания, распространяемые на всей территории Республики Казахстан, на казахском и русском языках. Срок, предоставляемый для подачи заявления на участие в аукционе, составляет два месяца со дня опубликования извещения о его проведении.

Лицо, заинтересованное в участии в аукционе на предоставление права недропользования по углеводородам, направляет в компетентный орган заявление на участие в аукционе, которое подлежит рассмотрению в течение десяти рабочих дней со дня его поступления в компетентный орган. По результатам рассмотрения заявления компетентный орган принимает заявление и допускает заявителя к участию в аукционе либо отказывает в приеме заявления по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан в области недропользования. Компетентный орган не менее чем за десять рабочих дней до даты проведения аукциона информирует заявителей, допущенных к участию в аукционе, о дате и времени проведения аукциона.

В аукционе участвуют заявители, допущенные к участию в аукционе и зарегистрированные на интернет-ресурсе оператора электронных аукционов на предоставление права недропользования по углеводородам в качестве участников аукциона. Аукцион проводится в открытой форме посредством объявления участниками аукциона своих предложений по величине размера подписного бонуса, начиная со стартового размера подписного бонуса, указанного в извещении о проведении аукциона, на шаг аукциона. Величина шага аукциона составляет от пяти до пятидесяти процентов от стартового размера подписного бонуса.

Победителем аукциона становится участник, предложивший наибольший размер подписного бонуса.

В случае, если в установленный двухмесячный срок для подачи заявления на участие в аукционе не было представлено ни одного заявления на участие в аукционе и (или) если по итогам рассмотрения заявлений не был допущен к участию в аукционе ни один из заявителей (кроме лица, подавшего заявление на проведение аукциона), комиссия по предоставлению права недропользования по углеводородам в течение трех рабочих дней со дня завершения срока, предоставленного для подачи заявлений на участие в аукционе, либо завершения рассмотрения заявлений на участие в аукционе принимает решение об отмене аукциона. В этом случае с лицом, подавшим заявление на проведение аукциона, заключается контракт на недропользование, при условии оплаты таким лицом стартового размера подписного бонуса. Информация об отмене аукциона в течение трех рабочих дней со дня принятия комиссией по предоставлению права недропользования по углеводородам соответствующего решения должна быть размещена на интернет-ресурсе компетентного органа на казахском и русском языках.

Компетентный орган в течение двадцати рабочих дней со дня получения от победителя аукциона контракта и подтверждения оплаты подписного бонуса заключает с ним контракт на разведку и добычу или добычу углеводородов и направляет победителю аукциона его подписанный экземпляр. В случае, если победитель аукциона в течение установленного срока не уплатил подписной бонус и (или) не представил в компетентный орган подписанный со своей стороны контракт на недропользование, такое лицо лишается права на заключение контракта, а участок недр повторно выставляется на аукцион.

Аукцион на предоставление права недропользования признается несостоявшимся и повторный аукцион не проводится, если в день проведения аукциона зарегистрировано менее двух участников. Если единственным лицом, зарегистрированным в качестве участника аукциона, является лицо, подавшее заявление на проведение аукциона, с таким лицом заключается контракт на недропользование.

Исключением из вышеуказанного аукционного порядка предоставления права недропользования в области углеводородов является предоставление национальной компании в области углеводородов права недропользования на основании прямых переговоров на участки недр, расположенные на территориях, включенных в программу управления государственным фондом недр, в пределах которых право недропользования предоставляется национальной компании в области углеводородов на основании её заявления на проведение прямых переговоров.

При этом контракт на разведку и добычу или добычу углеводородов по участкам недр, предоставляемым национальной компании в области углеводородов на основании прямых переговоров, может быть заключен с национальной компанией как самостоятельно, так и совместно со стратегическим партнером. Стратегическим партнером национальной компании в области углеводородов может быть признано юридическое лицо (консорциум юридических лиц), соответствующее требованиям, утвержденным национальной компанией в области углеводородов и согласованным с компетентным органом, взявшее на себя обязательства по осуществлению инвестиционного финансирования.

Право недропользования (доля в праве недропользования), предоставленное национальной компании в области углеводородов на основании прямых переговоров, не может быть передано в течение двух лет со дня регистрации контракта, за исключением случаев его передачи юридическому лицу, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) в котором прямо или косвенно принадлежат национальной компании в области углеводородов. При этом такое юридическое лицо не вправе передавать полученное право недропользования (долю в праве недропользования) в течение двух лет со дня регистрации контракта.

Предоставление права недропользования на добычу урана

Право недропользования на добычу урана предоставляется национальной компанией в области урана, которой признаётся акционерное общество, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, контрольный пакет акций которого принадлежит государству или национальному управляющему холдингу, и осуществляющее деятельность в области урана на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан.

Участок недр на добычу урана предоставляется национальной компании в области урана на основании прямых переговоров.

Право недропользования на добычу (доля в праве недропользования), предоставленное национальной компании в области урана на основании прямых переговоров, может быть передано только юридическому лицу, более пятидесяти процентов акций (долей участия) в котором прямо или косвенно принадлежат национальной компании в области урана. При любой последующей передаче такое юридическое лицо вправе передавать полученное право недропользования (долю в праве недропользования) только юридическому лицу, в котором национальной компании в области урана прямо или косвенно принадлежат более пятидесяти процентов акций (долей участия).

В случае принятия решения о заключении контракта на добычу урана национальная компания в области урана в течение двенадцати календарных месяцев со дня его принятия:

1)     уплачивает подписной бонус, определенный по результатам прямых переговоров;

2)     обязана обеспечить разработку проекта опытно-промышленной добычи урана и его экспертизу в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 2017 г. «О недрах и недропользовании»;

3)     направляет в компетентный орган подтверждение оплаты подписного бонуса и подписанный со своей стороны контракт на добычу урана, разработанный в соответствии с типовым контрактом на добычу урана, утверждаемым компетентным органом.

Компетентный орган в течение двадцати рабочих дней со дня получения контракта на добычу урана и подтверждения оплаты подписного бонуса заключает контракт на добычу урана и направляет национальной компании в области урана ее экземпляр (экземпляры).

Предоставление права недропользования на разведку твердых полезных ископаемых

Право недропользования на разведку твердых полезных ископаемых предоставляется государством на основании лицензии. По лицензии на разведку твердых полезных ископаемых ее обладатель имеет исключительное право пользоваться участком недр в целях проведения операций по разведке твердых полезных ископаемых, включающей поиск месторождений твердых полезных ископаемых и оценку их ресурсов и запасов для последующей добычи. Лицензия на разведку твердых полезных ископаемых выдается по территориям, определяемым программой управления государственным фондом недр. 

Лицо, заинтересованное в получении лицензии на разведку твердых полезных ископаемых, подает в компетентный орган заявление по установленной им форме. Территория, указываемая в заявлении на выдачу лицензии на разведку твердых полезных ископаемых, не может быть более двухсот блоков. Компетентный орган рассматривает заявление в течение десяти рабочих дней со дня его поступления и выдает лицензию либо отказывает в выдаче лицензии. Порядок подачи и рассмотрения заявлений на выдачу лицензий на разведку твердых полезных ископаемых определяется компетентным органом.

Предоставление права недропользования на добычу твердых полезных ископаемых

Право недропользования на добычу твердых полезных ископаемых предоставляется государством на основании лицензии. По лицензии на добычу твердых полезных ископаемых ее обладатель имеет исключительное право пользоваться участком недр в целях проведения следующих операций:

1)     добыча твердых полезных ископаемых (извлечение);

2)     использование пространства недр в целях проведения горных работ, размещения горнодобывающего и (или) горно-перерабатывающего производств, техногенных минеральных образований;

3)     разведка участка добычи (эксплуатационная разведка).

Под добычей твердых полезных ископаемых понимается комплекс работ, направленных и непосредственно связанных с отделением твердых полезных ископаемых из мест их залегания и (или) извлечением их на земную поверхность, включая работы по подземной газификации и выплавлению, химическому и бактериальному выщелачиванию, дражной и гидравлической разработке россыпных месторождений путем выпаривания, седиментации и конденсации, а также сбор, временное хранение, дробление и сортировку извлеченных полезных ископаемых на территории участка добычи. 

Лицензия на добычу твердых полезных ископаемых выдается по территориям, определяемым программой управления государственным фондом недр.

Лицо, заинтересованное в получении лицензии на добычу твердых полезных ископаемых, подает в компетентный орган заявление по установленной им форме. Компетентный орган рассматривает заявление в течение десяти рабочих дней со дня его поступления и при отсутствии оснований для отказа в выдаче лицензии на добычу твердых полезных ископаемых, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области недропользования, направляет уполномоченному органу по изучению недр заявление, прилагаемые к заявлению отчет об оценке ресурсов и запасов твердых полезных ископаемых и документы, содержащие сведения о территории запрашиваемого участка недр.

Уполномоченный орган по изучению недр заносит сведения из отчета об оценке ресурсов и запасов твердых полезных ископаемых в единый кадастр государственного фонда недр и рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы на предмет наличия оснований для отказа в выдаче лицензии, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области недропользования, в течение десяти рабочих дней. В случае согласования с уполномоченным органом по изучению недр границ запрашиваемого участка недр компетентный орган в течение трех рабочих дней направляет заявителю уведомление о необходимости согласования плана горных работ, проведения экспертизы плана ликвидации. Согласованные план горных работ и план ликвидации с положительными заключениями экспертизы должны быть представлены заявителем в компетентный орган не позднее одного года со дня уведомления о необходимости согласования плана горных работ, проведения экспертизы плана ликвидации.

Компетентный орган выдает заявителю лицензию на добычу твердых полезных ископаемых не позднее пяти рабочих дней со дня представления положительных заключений государственных экспертиз. Выдача лицензии на добычу твердых полезных ископаемых является основанием для предоставления недропользователю местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы права землепользования на земельный участок в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан.

Предоставление права недропользования на геологическое изучение недр

Право недропользования на геологическое изучение недр предоставляется государством на основании лицензии. По лицензии на геологическое изучение недр ее обладатель имеет право в течение трех лет пользоваться недрами в целях проведения геологосъемочных и (или) геофизических работ, а также поисково-оценочных работ на подземные воды. Лицензия на геологическое изучение недр не предоставляет ее обладателю исключительного права на участок геологического изучения, за исключением случаев, когда решением Правительства Республики Казахстан устанавливается иное. Лицензия на геологическое изучение недр может выдаваться в пределах всей территории Республики Казахстан.

Лицо, заинтересованное в получении лицензии на геологическое изучение недр, подает письменное заявление по установленной форме в уполномоченный орган по изучению недр. Уполномоченный орган по изучению недр рассматривает заявление в течение десяти рабочих дней со дня его поступления и выдает лицензию либо отказывает в ее выдаче.

Предоставление права недропользования на добычу общераспространенных полезных ископаемых

Добыча исключительно общераспространенных полезных ископаемых в предпринимательских целях осуществляется по лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых. По лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых ее обладатель имеет исключительное право пользоваться участком недр в целях проведения следующих операций:

1)     добыча общераспространенных полезных ископаемых;

2)     использование пространства недр в целях проведения горных работ, размещения горнодобывающего и (или) горно-перерабатывающего производства, техногенных минеральных образований;

3)     разведка участка добычи (эксплуатационная разведка).

Под добычей общераспространенных полезных ископаемых понимается комплекс работ, направленных и непосредственно связанных с отделением и извлечением общераспространенных полезных ископаемых из мест их залегания.

Лицо, заинтересованное в получении лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых, подает письменное заявление на выдачу лицензии в местный исполнительный орган области. 

Срок лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых составляет не более десяти последовательных лет.

Собственники земельных участков и землепользователи вправе для удовлетворения личных, бытовых и иных хозяйственных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на бесплатной основе извлекать в границах принадлежащих им земельных участков общераспространенные полезные ископаемые. Пользование недрами в таком случае не требует получения разрешения, представления отчетности и иных документов, являющихся обязательными для лиц, пользующихся недрами на основании лицензии или контракта на недропользование, а добыча общераспространенных полезных ископаемых в таком случае осуществляется без применения взрывчатых веществ, химических реагентов и ядовитых веществ.

Общераспространенные полезные ископаемые, находящиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков или землепользователями для удовлетворения личных, бытовых и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться другому лицу.

Преимущественное право государства в сфере недропользования

Республика Казахстан имеет преимущественное перед другими лицами право на приобретение углеводородов по ценам, не превышающим цены, применяемые недропользователем при совершении сделок, сложившиеся на дату совершения сделки, за вычетом транспортных расходов и затрат на реализацию углеводородов. В случае отсутствия информации о ценах углеводородов, применяемых недропользователем при совершении сделок, применяются цены, не превышающие сложившиеся на мировых рынках цены на дату совершения сделки по приобретению государством углеводородов, за вычетом транспортных расходов и затрат на реализацию углеводородов.

Предельный объем приобретаемых углеводородов и вид оплаты определяются контрактом на недропользование.

Порядок реализации преимущественного права Республики Казахстан на приобретение углеводородов определяется Правительством Республики Казахстан.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 января 2012 г. «О газе и газоснабжении» в целях обеспечения энергетической безопасности и удовлетворения внутренних потребностей в товарном газе Республика Казахстан имеет приоритетное перед другими лицами право на приобретение отчуждаемых объектов единой системы снабжения товарным газом, долей в праве общей собственности на объекты единой системы снабжения товарным газом и пакетов акций (долей участия) юридических лиц-собственников объектов единой системы снабжения товарным газом.

Реализация такого приоритетного права государства осуществляется через национального оператора.

Предельная цена сырого газа, приобретаемого национальным оператором в рамках преимущественного права государства, определяется недропользователем в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом, и включает:

·       расходы на добычу сырого газа, определяемые на основании производственной себестоимости добычи единицы объема сырого газа, рассчитываемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

·       расходы на транспортировку сырого газа до места его реализации национальному оператору;

·       уровень рентабельности в размере не более десяти процентов.

Приоритетное право государства в сфере недропользования

Во вновь заключаемых и ранее заключенных контрактах на недропользование государство имеет приоритетное право перед любыми лицами и организациями, включая лиц и организации, которые обладают преимущественными правами на основании законов Республики Казахстан или договора, на приобретение отчуждаемого права недропользования (доли в праве недропользования) по стратегическому участку недр, а также выпускаемых в обращение на организованном рынке ценных бумаг акций и других ценных бумаг, являющихся объектами, связанными с правом недропользования, по стратегическому участку недр.

Стратегическим является участок недр:

a.     содержащий геологические запасы нефти в объеме более пятидесяти миллионов тонн или природного газа более пятнадцати миллиардов кубических метров;

b.     расположенный в казахстанском секторе Каспийского моря;

c.     содержащий месторождение урана.

Перечень стратегических участков недр утверждается Правительством Республики Казахстан.

Приоритетное право реализуется на основании решения компетентного органа через национальный управляющий холдинг или национальную компанию в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В случае принятия решения о реализации государством приоритетного права компетентный орган определяет национальный управляющий холдинг или национальную компанию в качестве приобретателя в интересах государства отчуждаемого права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования.

Приобретение национальным управляющим холдингом или национальной компанией права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, в целях реализации приоритетного права государства осуществляется по цене и условиям ее уплаты не хуже тех, которые были указаны в поданном заявлении или уведомлении о намерении произвести отчуждение права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, направленном уполномоченным лицом в компетентный орган.

В случае отчуждения права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, по безвозмездному основанию или в случае их внесения в уставный капитал юридического лица их приобретение при реализации приоритетного права государства осуществляется по рыночной цене, определяемой в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности. В случае несогласия с ценой приобретения при реализации приоритетного права государства заявитель вправе обжаловать результаты оценки в судебном порядке.

Разрешение на переход права недропользования и объектов, связанных с правом недропользования

Переход права недропользования (доли в праве недропользования), возникшего на основании контракта на недропользование, лицензии на разведку или лицензии на добычу твердых полезных ископаемых, лицензии на использование пространства недр, а также переход объектов, связанных с правом недропользования, осуществляются с разрешения компетентного органа, выдаваемого в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере недропользования. Сделки по переходу права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования, совершенные без разрешения компетентного органа, а равно по истечении срока действия разрешения, ничтожны.

Лица, имеющие намерение приобрести право недропользования (долю в праве недропользования), возникшее на основании контракта на недропользование, лицензии на разведку или лицензии на добычу твердых полезных ископаемых, лицензии на использование пространства недр, либо объекты, связанные с правом недропользования, направляют в компетентный орган заявление о выдаче разрешения.

Компетентный орган рассматривает заявление в течение месяца, а по крупным месторождениям и стратегическим участкам недр – в течение трех месяцев со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов. В течение пяти рабочих дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов компетентный орган выносит их на рассмотрение экспертной комиссии по вопросам недропользования. 

Экспертная комиссия по вопросам недропользования является консультативно-совещательным органом при компетентном органе в целях выработки рекомендаций при рассмотрении заявлений на выдачу разрешения на переход права недропользования и (или) объектов, связанных с правом недропользования, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 2017 г. «О недрах и недропользовании».

Состав экспертной комиссии и положение о ней утверждаются компетентным органом. 

Экспертная комиссия по вопросам недропользования рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы в срок не более пятнадцати рабочих дней, а по крупным месторождениям и стратегическим участкам недр – не более сорока пяти рабочих дней.

Если заявление на выдачу разрешения на переход права недропользования и (или) объектов, связанных с правом недропользования, подано в отношении права недропользования на участке недр, включающем крупное месторождение твердых полезных ископаемых и (или) являющемся стратегическим участком недр, либо если предполагаемый переход права недропользования и (или) объектов, связанных с правом недропользования, на соответствующем участке недр затрагивает интересы национальной безопасности, компетентный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения такого заявления и прилагаемых к нему документов направляет их в органы национальной безопасности для рассмотрения перехода права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, на соответствие требованиям национальной безопасности. 

Если переход права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, затрагивает интересы национальной безопасности, органы национальной безопасности уведомляют об этом компетентный орган в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления. В этом случае компетентный орган приостанавливает рассмотрение заявления до получения подтверждения от органов национальной безопасности о соответствии перехода права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, требованиям национальной безопасности.

По результатам рассмотрения заявления компетентный орган принимает решение о выдаче разрешения или отказе в его выдаче по основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан в сфере недропользования. 

Отказ в выдаче разрешения может быть оспорен заявителем в судебном порядке. 

Разрешение на переход права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, выдается сроком на один год. В случае неосуществления перехода права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, в указанный срок заявитель обращается в компетентный орган за выдачей нового разрешения.

Уведомление об изменении контроля над недропользователем

Недропользователь, обладающий правом недропользования (долей в праве недропользования), возникшим на основании контракта на недропользование, лицензии на разведку или лицензии на добычу твердых полезных ископаемых, обязан уведомлять государственный орган, предоставивший такое право недропользования, об изменении состава лиц и (или) организаций, прямо или косвенно контролирующих деятельность недропользователя, в течение тридцати календарных дней со дня такого изменения.

Приоритет казахстанских товаров и казахстанского содержания

Обязательным условием осуществления права недропользования является приобретение недропользователем и его подрядчиками работ и услуг у казахстанских производителей при условии их соответствия требованиям проектного документа и законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования

Недропользователь, заключивший контракт на недропользование с компетентным органом до 1 января 2015 года, а также его подрядчики при проведении операций по недропользованию в Республике Казахстан обязаны приобретать товары у казахстанских производителей товаров при условии их соответствия требованиям проектного документа и законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования.

Контролирующие органы при проверке деятельности недропользователей уделяют большое внимание вопросу соблюдения недропользователями требований по казахстанскому (местному) содержанию. 

Запрет на сжигание газа

В соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 2017 г. «О недрах и недропользовании» при проведении нефтяных операций сжигание в факелах сырого газа запрещено, за исключением следующих случаев:

1)     угрозы или возникновения аварийных ситуаций, угрозы жизни персоналу или здоровью населения и окружающей среде;

2)     при испытании объектов скважин;

3)     при пробной эксплуатации месторождения;

4)     при технологически неизбежном сжигании сырого газа.

В случаях, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) сжигание сырого газа в факелах допускается по разрешению уполномоченного органа в области углеводородов при условии соблюдения недропользователем проектных документов и программы развития переработки сырого газа в пределах нормативов и объемов, определяемых по методике расчетов нормативов и объемов сжигания сырого газа при проведении операций по недропользованию, утверждаемой уполномоченным органом в области углеводородов..

Экспорт нефти и газа

Казахстан опирается на внутреннюю и российскую инфраструктуру транспортировки для осуществления экспорта нефти и газа. В настоящее время существует четыре операционных экспортных нефтепровода: трубопровод Атырау-Самара соединяет Казахстан с российской экспортной сетью, Тенгиз-Новороссийск трубопровод соединяет месторождение Тенгиз с российским портом на Черном море, в направлении северного Китая экспорт нефти обеспечивают 2 нефтепровода: Атасу – Алашанькоу и Кенкияк – Кумколь.

Планируется значительно увеличить объем нефтяного экспорта за счет реализации Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки (ККСТ), в состав которой войдут нефтепровод Ескене – Курык и Транскаспийская Система. ККСТ предназначена для экспорта нефти через Каспийское море на международные рынки посредством системы Баку-Тбилиси-Джейхан и других нефтетранспортных систем. Кроме того, предлагается увеличить нефтяного экспорта путем расширения существующих нефтепроводов Кенкияк-Атырау, Кенкияк-Кумколь, Кумколь-Атасу, Атасу – Алашанькоу.

Значительный поток экспорта проходит через морской порт Актау. Основными действующими маршрутами морской транспортировки являются:

-       Актау - Баку (далее – железной дорогой до Батуми),

-       Актау - Махачкала (далее – нефтепроводом до Новороссийска),

-       Актау - Нека (СВОП операции в Персидском заливе).


[1] Отчет АО «Казахский институт нефти и газа» по анализу нефтегазовой отрасли за 2019 год