ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории Республики Казахстан регулируются экологическим (природоохранным) и санитарно-эпидемиологическим законодательством Республики Казахстан.

Охране от уничтожения, деградации, повреждения, загрязнения и иного вредного воздействия подлежат земля, недра, поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух; леса и иная растительность; животный мир, генофонд живых организмов; естественные экологические системы, климат и озоновый слой Земли. Особой охране подлежат особо охраняемые природные территории и объекты государственного природно-заповедного фонда.

Необходимо различать государственное регулирование в области охраны окружающей среды и управление в области использования природных ресурсов.

Согласно Кодексу Республики Казахстан от 9 января 2007 года «Экологический кодекс Республики Казахстан» (далее – «Экологический кодекс»), государственное регулирование в области охраны окружающей среды включает в себя:

1)    лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды;

2)    экологическое нормирование;

3)    техническое регулирование в области охраны окружающей среды;

4)    государственную экологическую экспертизу;

5)    выдачу экологических разрешений;

6)    государственный экологический контроль;

7)    систему экономического регулирования охраны окружающей среды, стимулирование внедрения наилучших экологически чистых технологий, систему финансирования природоохранных мероприятий;

8)    квотирование выбросов парниковых газов;

9)    инвентаризацию парниковых газов;

10)   установление рыночных механизмов сокращения выбросов и поглощения парниковых газов;

11)   систему мониторинга фактических объемов выбросов и поглощения парниковых газов;

12)   государственный экологический мониторинг;

13)   государственный учет природопользователей, источников и участков загрязнения окружающей среды;

14)   экологическое образование и просвещение.

Государственное управление в области использования природных ресурсов включает в себя:

1)    государственное планирование в области использования природных ресурсов;

2)    государственный контроль за охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов;

3)    выдачу лицензий, разрешений и заключение договоров (контрактов) на право пользования природными ресурсами;

4)    организацию восстановления и воспроизводства природных ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий;

5)    ведение мониторинга и кадастров природных ресурсов;

6)    установление лимитов и распределение квот на использование природных ресурсов;

7)    управление государственными юридическими лицами, осуществляющими использование, восстановление и воспроизводство природных ресурсов;

8)    организацию охраны природных ресурсов.

Природопользованием являются использование природных ресурсов и (или) воздействие на окружающую среду в повседневной жизни человека, в хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц. Природопользование подразделяется на общее и специальное.

Общее природопользование является постоянным и осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов в пользование.

Специальное природопользование - деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Физические и юридические лица, осуществляющие специальное природопользование, обязаны осуществлять производственный экологический контроль.

К видам природопользования относятся:

1)    землепользование;

2)    водопользование;

3)    лесопользование;

4)    недропользование;

5)    пользование животным миром;

6)    пользование растительным миром;

7)    эмиссии в окружающую среду;

8)    иные виды природопользования, устанавливаемые законами Республики Казахстан.

Экологическим кодексом четко разграничена компетенция государственных органов в области охраны окружающей среды и природопользования. Уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в настоящий момент является Министерство энергетики Республики Казахстан, в состав которого входит Комитет атомного и энергетического надзора и контроля, а также департаменты недропользования, газа и нефтегазохимии, развития нефтяной промышленности, государственного контроля в сферах углеводородов и недропользования и другие. Также существуют специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов, компетенция которых устанавливается законодательством Республики Казахстан.

Хозяйственная и иная деятельность, для которой осуществляется оценка воздействия на окружающую среду, по значимости и полноте оценки разделяется на 4 категории - I, II, III, IV.

К I категории относятся виды деятельности, относящиеся к 1 и 2 классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, сброс сточных вод (в водные объекты, на рельеф местности, в пруды-накопители и (или) пруды-испарители, в очистные сооружения) от видов деятельности вышеуказанных классов опасности, а также разведка и добыча полезных ископаемых, кроме общераспространенных.

Ко II категории относятся виды деятельности, относящиеся к 3 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также добыча общераспространенных полезных ископаемых.

К III категории относятся виды деятельности, относящиеся к 4 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов.

К IV категории относятся виды деятельности, относящиеся к 5 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов.

Виды деятельности, не относящиеся к классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, классифицируются как объекты IV категории.

Деятельность физических и юридических лиц по природоохранному проектированию, нормированию и экологическому аудиту для I категории хозяйственной и иной деятельности осуществляется на основе лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.

Лицензирование деятельности на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды осуществляет уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

В целях установления нормативов предельно допустимых концентраций уполномоченным государственным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения ведется государственная регистрация потенциально опасных химических веществ, включающая классификацию вредных веществ в зависимости от степени их опасности. На территории Республики Казахстан допускается применение химических веществ, прошедших государственную регистрацию.

Нормативы предельно допустимых выбросов, за исключением выбросов парниковых газов, и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства и потребления являются величинами эмиссий, которые устанавливаются на основе расчетов для каждого стационарного источника эмиссий и предприятия в целом с таким условием, чтобы обеспечить достижение нормативов качества окружающей среды.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы размещения отходов производства и потребления, нормативы размещения серы в открытом виде используются при выдаче разрешений на эмиссии в окружающую среду в составе проектов, содержащих расчетные значения нормативов, установленные значения технических удельных нормативов эмиссий для стационарных и передвижных источников выбросов, технологических процессов и оборудования. Срок действия установленных нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативов размещения отходов производства и потребления для объектов I, II и III категорий устанавливается  согласно заявке природопользователя, но не более десяти календарных лет, для объектов IV категории - согласно заявке природопользователя или на бессрочный период, если в заявке не указан запрашиваемый срок .

Нормативы эмиссий от передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не устанавливаются. Предельные концентрации основных загрязняющих атмосферный воздух веществ в выхлопных газах определяются законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

Ввоз в Республику Казахстан радиоактивных материалов, полуфабрикатов, сырья, комплектующих изделий, содержащих радиоактивные вещества выше уровней изъятия, установленных нормами радиационной безопасности, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области экспортного контроля и подлежит государственному учету ядерных материалов и источников ионизирующего излучения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии.

Оценка воздействия на окружающую среду - это процедура, в рамках которой оцениваются возможные последствия хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды и здоровья человека, разрабатываются меры по предотвращению неблагоприятных последствий (уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов), оздоровлению окружающей среды с учетом требований экологического законодательства Республики Казахстан.

Оценка воздействия на окружающую среду является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. Запрещаются разработка и реализация проектов хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду без оценки воздействия на нее. Результаты оценки воздействия являются неотъемлемой частью предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации. Заказчик (инициатор) и разработчик проектов обязаны учитывать результаты проведенной оценки воздействия на окружающую среду и обеспечивать принятие такого варианта, который наносит наименьший вред окружающей среде и здоровью человека.

В Казахстане осуществляются государственная экологическая экспертиза, общественная экологическая экспертиза, экологическая экспертиза проектов. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат:

1)    предпроектная и проектная документация намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, с сопровождающими ее материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со стадиями определенными законодательством Республики Казахстан в области экологии;

2)    проекты нормативов эмиссий в окружающую среду;

3)    проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно-технических и инструктивно-методических, документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду;

4)    материалы о возможности уничтожения товаров, помещаемых под таможенную процедуру уничтожения, предусматривающие возможность захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения иным способом товаров, а также отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров, с указанием способа и места уничтожения;

5)    проекты естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, упразднению государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшению их территории;

6)    биологические обоснования на добычу и использование ресурсов растительного и животного мира;

7)    материалы обследования территорий, обосновывающие отнесение этих территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации

8)    проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов либо которая затрагивает интересы сопредельных государств, в том числе по комплексу "Байконур", определенные международными договорами Республики Казахстан.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми общественными объединениями и рассматривает любую хозяйственную и иную деятельность на предмет соблюдения общественных интересов по сохранению благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды. Инициатором общественной экологической экспертизы могут выступать физические лица или общественные объединения, интересы которых затрагиваются в случае реализации объекта общественной экологической экспертизы.

Объекты и процедура подтверждения соответствия в области охраны окружающей среды определяются законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

В Республике Казахстан природопользователям выдаются следующие экологические разрешения:

1)    разрешения на эмиссии в окружающую среду;

2)    комплексные экологические разрешения.

Осуществление эмиссий в окружающую среду от всех стационарных источников эмиссий без экологического разрешения запрещается. Выбросы парниковых газов не являются предметом экологических разрешений, за исключением выбросов веществ, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан, в качестве загрязняющих.

Также существует экологический аудит, который подразделяется на обязательный и инициативный. Основаниями для проведения обязательного экологического аудита физических и юридических лиц являются:

1)    значительный ущерб окружающей среде, нанесенный хозяйственной и иной деятельностью физических и юридических лиц, подтвержденный документально;

2)    реорганизация юридического лица-природопользователя, осуществляющего экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности, в форме слияния, разделения и выделения;

3)    банкротство юридических лиц-природопользователей, осуществляющих экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности.

Инициативный экологический аудит проводится по инициативе аудируемого субъекта либо его участника с учетом конкретных задач, сроков и объемов экологического аудита, предусмотренных договором на проведение экологического аудита между инициатором и экологическим аудитором или экологической аудиторской организацией.

По результатам аудита систем экологического менеджмента физические и юридические лица могут получить документ, подтверждающий соответствие внедренной системы управления охраной окружающей среды международным стандартам в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

В отношении выбросов и поглощений парниковых газов государственное регулирование включает в себя:

1)    распределение квот на выбросы парниковых газов операторам установок;

2)    установление рыночных механизмов сокращения выбросов и поглощения парниковых газов;

3)    администрирование операторов установок.

Экономическое регулирование охраны окружающей среды и природопользования включает следующие механизмы:

1)    планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;

2)    плата за эмиссии в окружающую среду;

3)    плата за пользование отдельными видами природных ресурсов;

4)    экономическое стимулирование охраны окружающей среды;

5)    рыночные механизмы управления эмиссиями в окружающую среду;

6)    рыночные механизмы сокращения выбросов и поглощения парниковых газов;

7)    экологическое страхование;

8)    расширенные обязательства производителей (импортеров);

9)    экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.

Стоит отметить, что плата за эмиссии в окружающую среду, осуществляемая природопользователями в пределах нормативов, определенных в экологическом разрешении, взимается в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан. Методика расчета платы за эмиссии в окружающую среду утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Исполнение налоговых обязательств по плате за эмиссии в окружающую среду не освобождает природопользователя от возмещения ущерба, нанесенного им окружающей среде.

Экономическая оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха и водных, земельных ресурсов сверх установленных нормативов, незаконного пользования недрами, а также от размещения отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных, сверх установленных нормативов определяется прямым или косвенным методами согласно правилам, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.

Прямой метод экономической оценки ущерба состоит в определении фактических затрат, необходимых для восстановления окружающей среды, восполнения деградировавших природных ресурсов и оздоровления живых организмов посредством наиболее эффективных инженерных, организационно-технических и технологических мероприятий.

Косвенный метод экономической оценки ущерба применяется в случаях, когда не может быть применен прямой метод экономической оценки ущерба. Экономическая оценка ущерба косвенным методом определяется в зависимости от видов воздействия на окружающую среду путем суммирования ущерба по каждому ингредиенту.

Государственный контроль

В области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов действуют следующие виды государственного контроля:

1)    экологический контроль;

2)    контроль за использованием и охраной земель;

3)    контроль в области использования и охраны водного фонда;

4)    контроль в области изучения и использования недр;

5)    контроль в области лесного законодательства Республики Казахстан;

6)    контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;

7)    контроль в области особо охраняемых природных территорий.

Государственный экологический контроль осуществляется путем:

1)    анализа статистической информации по учету эмиссий в окружающую среду и природных ресурсов, а также данных о природоохранной деятельности природопользователей;

2)    организации и проведения проверок по соблюдению и исполнению природопользователями экологического законодательства Республики Казахстан;

3)   организации и проведения профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и Экологическим кодексом Республики Казахстан;

4)    использования правовых инструментов для обеспечения соблюдения экологического законодательства Республики Казахстан.

К должностным лицам, осуществляющим государственный экологический контроль, относятся:

·      Главный государственный экологический инспектор Республики Казахстан;

·      заместитель Главного государственного экологического инспектора Республики Казахстан;

·      старшие государственные экологические инспекторы Республики Казахстан;

·      государственные экологические инспекторы Республики Казахстан;

·      главные государственные экологические инспекторы областей, городов республиканского значения, столицы;

·      старшие государственные экологические инспекторы областей, городов республиканского значения, столицы;

·      государственные экологические инспекторы областей, городов республиканского значения, столицы.

Государственный экологический контроль осуществляется в форме проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, а также в форме профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и Экологическим кодексом Республики Казахстан. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля не проводится на объектах природопользователей, внедривших автоматизированную систему мониторинга эмиссий в окружающую среду.

Конфиденциальная информация, касающаяся природопользователя, не может быть предоставлена другому лицу без письменного разрешения природопользователя. Конфиденциальность информации определяется законодательными актами Республики Казахстан и международными договорами. Государственный экологический инспектор обязан не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную информацию, полученную им по результатам государственного экологического контроля, за исключением передачи конфиденциальной информации, предусмотренной законодательными актами Республики Казахстан.

Государственный кадастр

Государственные кадастры природных ресурсов представляют собой систематизированный свод информации о количественных и качественных показателях природных ресурсов в порядке, установленном Экологическим кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан. Объектами Единой системы кадастров являются составные части окружающей среды: земля, вода, лес, почва, недра, растительный и животный мир в их взаимодействии.

Кроме того, ведется государственный кадастр отходов производства и потребления. Все виды отходов и объекты размещения отходов подлежат учету в Государственном кадастре отходов.

Также существует система государственной базы данных учета природопользователей и источников загрязнения окружающей среды в виде государственного реестра природопользователей, осуществляющих эмиссии в окружающую среду, и источников загрязнения окружающей среды Республики Казахстан.

Ответственность за нарушение экологического законодательства

За нарушения экологического законодательства Республики Казахстан предусмотрена серьезная гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Возмещению подлежит ущерб, причиненный окружающей среде, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государству вследствие:

1)    уничтожения и повреждения природных ресурсов;

2)    незаконного и нерационального использования природных ресурсов;

3)    самовольных эмиссий;

4)    сверхнормативных эмиссий.  

Возмещение вреда здоровью физических лиц, ущерба имуществу физических и юридических лиц, государства лицами, совершившими экологические правонарушения, производится добровольно или по решению суда в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Вред подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение и восстановление здоровья, затрат по уходу за больным, иных расходов и потерь.

Возмещение ущерба, причиненного окружающей среде вследствие нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, производится добровольно или по решению суда на основании экономической оценки ущерба, порядок проведения которой определяется в соответствии с Экологическим  кодексом.

Физические и юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Моральный вред, причиненный в результате нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

Не рассматриваются в качестве ущерба окружающей среде случаи сверхнормативного размещения отходов и случаи сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в объекты, оборудованные и предназначенные для размещения отходов и сброса сточных вод, предотвращающие загрязнение земной поверхности, недр и подземных вод. Не рассматриваются в качестве ущерба окружающей среде случаи попадания химических веществ или розлива сточных вод на производственные площадки, ограниченные защитными сооружениями, предотвращающими их попадание на земную поверхность, в недра и подземные воды.

Требования к исполнению расширенных обязательств производителей (импортеров)

Физические и юридические лица, осуществляющие производство на территории Республики Казахстан и (или) ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров) согласно перечню продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), обязаны обеспечивать сбор, транспортировку, переработку, обезвреживание, использование и (или) утилизацию отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки, одним из следующих способов:

1)    применение собственной системы сбора, переработки и утилизации отходов, требования к которой определяются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Требование по применению собственной системы сбора, переработки и утилизации отходов не распространяется на производителей и импортеров автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники;

2)    заключение с оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) договора об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки, и внесение на банковский счет оператора расширенных обязательств производителей (импортеров) денег в виде платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов согласно методике расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов.

Требования по расширенным обязательствам производителей (импортеров) не распространяются на:

a.    производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, аккумуляторных батарей  при условии использования для их производства не менее тридцати процентов отработанных масел, отходов пластмассы, стекла, бумаги и картона, использованных аккумуляторных батарей соответственно, переработанных и утилизированных на территории Республики Казахстан;

b.    производителей и импортеров в части произведенной (произведенных) на территории Республики Казахстан и (или) ввезенной (ввезенных) на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), реализованных за ее пределами;

c.    производителей и импортеров в части произведенных на территории Республики Казахстан и (или) ввезенных на территорию Республики Казахстан полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, которые предназначены для упаковки и (или) в которые упакована (упакованы) продукция (товары), реализованная (реализованные) за ее пределами;

d.    физических лиц, осуществляющих ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), при импорте продукции (товаров) в пределах квоты на беспошлинный ввоз товаров личного пользования, за исключением импортеров автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники;

e.    импортеров в части полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы социально значимые продовольственные товары, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;

f.     производителей в части произведенной полимерной упаковки из преформ, за которые внесена плата за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов;

g.    импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакована ввезенная (ввезенные) продукция (товары), используемая (используемые) в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенная (предназначенные) для реализации;

h.    импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.