МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР «АСТАНА» (МФЦА)

Международный финансовый центр «Астана» (далее – МФЦА) – уникальная для региона Центральной Азии площадка с особым правовым статусом, которая наделяет ее участников особыми привилегиями. МФЦА объединяет лучший опыт и самые современные возможности передовых финансовых центров от Нью-Йорка и Лондона до Дубая, Гонконга и Сингапура.

Центр расположен в специально обозначенной территории в пределах города Нур-Султан, тем не менее его участниками могут стать и иностранные компании.

МФЦА использует лучшие международные практики (Basel, IOSCO, FATF, BIS, FinCEN, IAIS и т.п), и ставит целью международное признание как финансового центра.

Развитие МФЦА осуществляется по следующим стратегическим направлениям:

1) рынок капитала;

2) управление активами и денежными средствами;

3) страхование, вторичное страхование;

4) банковские услуги

5) финансовые технологии, 

6) зеленые финансы;

7) исламское финансирование.

Общие преимущества МФЦА:

  • Регулирование деятельности участников МФЦА осуществляется в соответствии со специальными Актами МФЦА, которые разработаны на основе принципов общего права Англии и Уэльса, и соответствуют стандартам ведущих мировых финансовых центров[1];
  • Авторитетны независимый Суд МФЦА и Арбитражный Центр, основу которого составляют признанные арбитры и судьи, ранее работавшие на различных площадках, включая Высокий и Королевский суды Англии и Уэльса;
  • Освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога по доходам, получаем от специфических финансовых услуг, на дивиденды, прирост стоимости ценных бумаг, размещенных на Бирже МФЦА до 01 января 2066 года;
  • Более широкий (в сравнении с общей юрисдикцией Казахстана) перечень возможностей для заключения валютных операций;
  • Особый визовый режим для иностранцев и лиц без гражданства;
  • Гибкий подход к регулированию, в особенности для компаний, осуществляющих нетрадиционные для Казахстана виды деятельности в области технологий и финансов.

Корпоративные преимущества МФЦА:

  • отсутствие требований к минимальному размеру уставного капитала для наиболее распространенных организационно-правовых форм;
  • гибкий учет прав на акции компаний (возможность ведения реестра акционеров частных компаний самостоятельно);
  • возможность выпуска компаниями акций разных классов;
  • отсутствие обязательного права преимущественной покупки акций компаний (определяются акционерами самостоятельно), возможность заключения акционерного договора;
  • отсутствие жесткого регулирования одобрения сделок, что позволяет рассматривать указанные вопросы компанией самостоятельно (отражение условий в уставе);
  • гибкость подхода к полномочиям органов управления частных компаний (открытый перечень, свобода определения их в уставе).

Структура МФЦА

Основу МФЦА образуют следующие структуры:

В то же время поддержку участникам МФЦА оказывают и иные, более узконаправленные подразделения:

Участники МФЦА

Участниками МФЦА являются юридические лица, зарегистрированные в соответствии с действующим правом МФЦА, а также иные юридические лица, аккредитованные МФЦА.

Организационно-правовые формы:

  • Частная компания (Private Company);
  • Публичная компания (Public Company);
  • Инвестиционная компания (Investment Company);
  • Компания с ограниченным раскрытием (Restricted Scope Company);
  • Компания специального назначения (Special Purpose Company);
  • Ограниченное партнерство (Limited Partnership);
  • Общее партнерство (General Partnership);
  • Партнерство с ограниченной ответственностью (Limited Liability Partnership);
  • Частный фонд (Foundation);
  • Некоммерческая организация (Non-Profit Incorporated Organisation).

Самой распространенной формой является частная компания.

Аккредитованной компанией может быть компания, зарегистрированная в иностранной или национальной юрисдикции.

Создание компании в юрисдикции МФЦА

По общему правила для начала ведения деятельности в качестве участника МФЦА фактически необходимо пройти трехуровневый процесс, состоящий из следующих этапов:

1) Предварительная авторизация

В рамках данного этапа со специальным отделом МФЦА согласовывается возможность ведения деятельности на территории МФЦА и получается предварительное одобрение.

2) Регистрация

Создание организационной оболочки в виде юридического лица определенной формы.

3) Окончательная авторизация

Получение от МФЦА специального разрешение на ведение запрошенного компанией вида деятельности.

Общие требования:

  • Сбор за регистрацию – 300 долларов США.
  • Начальный уставный капитал компании отличается в зависимости от формы юридического лица, но, может быть даже 1 доллар США.
  • Для некоторых форм юридического лица (например, для частных компаний) достаточно наличие хотя бы 1 акционера и 1 директора (директор должен соответствовать ряду требований, например, не должен быть дисквалифицирован или признан банкротом).

Создание компании занимает, обычно, около 3-4 недель.

Суд МФЦА

Суд МФЦА создает и развивает полностью независимую судебную систему общего права для оперативного разрешения гражданских и коммерческих споров в центральноазиатском регионе.

Председатель – Лорд Манс, бывший судья Апелляционного в Палате лордов и Верховного суда Великобритании.

Суд МФЦА имеет исключительную юрисдикцию на рассмотрение дел и вынесение судебных решений по:

1) любым спорам, возникающим между участниками МФЦА, органами МФЦА и / или их иностранными работниками;

2) любым спорам, касающимся любых операций, осуществленных в МФЦА и подчиненных праву МФЦА;

3) любым спорам, переданным в Суд МФЦА по соглашению сторон.

Кроме того, Суд МФЦА обладает исключительной юрисдикцией в отношении толкования актов МФЦА.

Суд МФЦА не взимает судебные сборы за подачу заявлений, администрирование и проведение слушаний до 31 декабря 2021 года. Все стороны контракта, подписанного до 31 декабря 2021 года с оговоркой Суда МФЦА для разрешения споров, будут вправе получить услуги по администрированию процесса разрешения споров в Суде МФЦА, возникших в рамках данного контракта, на безвозмездной основе до и после 31 декабря 2021 года.

Международный арбитражный центр (МАЦ)

МАЦ является площадкой для альтернативного рассмотрения споров в юрисдикции МФЦА.

По соглашению сторон МАЦ может взять на себя:

1) администрирование арбитражного процесса в соответствии с Правилами арбитража и медиации МАЦ;

2) администрирование арбитражного процесса в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) или специальным арбитражным регламентом, согласованным сторонами;

3) осуществлял медиацию в соответствии с Правилами арбитража и медиации МАЦ или специальными правилами медиации, согласованными сторонами; 

4) обеспечил другие формы альтернативного разрешения споров.

МАЦ не взимает судебные сборы за подачу заявлений, администрирование и проведение слушаний до 31 декабря 2021 года. Все стороны контракта, подписанного до 31 декабря 2021 года с оговоркой МАЦ для разрешения споров, будут вправе получить услуги по администрированию процесса разрешения споров в МАЦ, возникших в рамках данного контракта, на безвозмездной основе до и после 31 декабря 2021 года.

Председатель МАЦ – г-жа Барбара Доманн QC.

Признание и исполнение арбитражных решений МАЦ в Республике Казахстан осуществляется в том же порядке и на тех же условиях, что и признание и исполнение арбитражных решений, вынесенных арбитражами в Республике Казахстан. Исполнительный лист на арбитражные решения МАЦ можно получить в Суде МФЦА.

Арбитражные решения МАЦ также подлежат исполнению на международном уровне в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией от 1958 года.

Биржа Astana International Exchange (AIX)

Акционерами AIX являются:

1) МФЦА;

2) Goldman Sachs;

3) Шанхайская фондовая биржа;

4) Фонд Шелкового Пути;

5) Биржа NASDAQ (предоставляет торговую платформу AIX). 

AIX  - новая площадка, которая только набирает популярность. В рамках стимулирования этого процесса IPO крупнейших казахстанских квазигосударственных и частных компаний проходит именно на этой площадке.

Начиная с 2018 года, эмитенты AIX привлекли более 321 млн долларов США собственного капитала (104,7 млн долларов США в 2020 году).

Через AIX привлечено 8,6 млрд долларов США долгового капитала (3,7 млрд долларов США в 2020 году).

___________________________

[1] Вопросы, не урегулированные Актами МФЦА или связанные с регулированием осуществления деятельности резидентам Казахстана за пределами территории МФЦА, будут регулироваться общим казахским правом, если специально не предусмотрено иное.