ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Правовая система Республики Казахстан, наряду с правовыми системами некоторых преимущественно континентальных европейских стран, относится к романо-германской (континентальной) правовой системе. В отличие от англосаксонской правовой системы (Англия, США), где основным источником права выступает судебный прецедент, романо-германская правовая система имеет единую иерархично построенную систему источников писаного права.

Среди источников права в романо-германской правовой системе главенствующее место занимает Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой.

Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. Этот день является государственным праздником.

В соответствии со статьей 4 Конституции Республики Казахстан действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики Казахстан, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан.

Иерархия источников права в Казахстане определяется законом Республики Казахстан от 06 апреля 2016 г. «О правовых актах». В соответствии со статьей 10 этого закона, Конституция Республики Казахстан имеет высшую юридическую силу. Следуя за Конституцией, все нормативные правовые акты располагаются в нижеследующей иерархии:

1.   Законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

2.   Конституционные законы Республики Казахстан;

3.   Кодексы Республики Казахстан;

4.   Консолидированные законы и законы Республики Казахстан;

5.   Нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;

6.   Нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

7.   Нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;

8. Нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;

9.   Нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

10. Нормативные правовые решения маслихатов (местный представительный орган), нормативные правовые постановления акиматов (местный исполнительный орган), нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. Нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений и (или) дополнений.

При наличии противоречий в нормах одного нормативного правового акта или нормативных правовых актов одного уровня действует норма акта, позднее введенного в действие, или норма, которая соответствует акту, позднее введенному в действие.

Вне указанной иерархии находятся акты Председателя Совета Безопасности Республики Казахстан, нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного суда Республики Казахстан. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.

Международные договоры, ратифицированные Казахстаном, имеют приоритет перед его законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Таким образом, признанные принципы и положения международного права являются составной частью правовой системы Республики Казахстан, к которым могут апеллировать все субъекты права.

Основы гражданско-правовых отношений установлены в пункте 1 статьи 6 Конституции Республики Казахстан, согласно которой в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.

Центральный нормативный правовой акт в сфере гражданско-правовых отношений - Гражданский кодекс Республики Казахстан, состоит из двух частей - Общей и Особенной. Общая часть была принята 27 декабря 1994 г. и введена в действие с 1 марта 1995 г. Особенная часть была введена в действие 1 июля 1999 г. Несмотря на то, что обе части Гражданского кодекса уже введены в действие, процесс их совершенствования путем внесения соответствующих изменений и дополнений продолжается до настоящего времени.

Общая часть Гражданского кодекса регулирует такие вопросы, как правовой статус физических и юридических лиц, сделки, право собственности, общие положения об обязательствах и договорах. Особенная часть Гражданского кодекса содержит нормы, регулирующие отдельные виды обязательств (купля- продажа, дарение, аренда, подряд и т.д.), а также вопросы права интеллектуальной собственности, наследования и международного частного права.

Среди нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в Казахстане, наряду с Конституцией Республики Казахстан, Гражданским и Предпринимательским кодексами можно выделить следующие:

  • Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. – «Об акционерных обществах»;
  • Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 г. – «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»;
  • Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 г. – «О реабилитации и банкротстве»;
  • Закон Республики Казахстан от 2 мая 1995 г. – «О хозяйственных товариществах».

Уникальным для стран СНГ является закрепление в Казахстане с 1 июля 2006 года на законодательном уровне права субъектов частного предпринимательства участвовать в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, проектов международных договоров Республики Казахстан, а также международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства. В частности, центральные государственные и местные исполнительные органы направляют проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства для получения экспертного заключения. Полученное экспертное заключение носит рекомендательный характер и обязательно прилагается к проекту нормативного правового акта при его рассмотрении и принятии, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.