ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Международное сотрудничество
Международное сотрудничество Казахстана в области таможенного дела в значительной части охватывается деятельностью Казахстана в рамках Содружества независимых государств (СНГ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), пришедшего на смену Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС).
До недавнего времени (до 1 января 2015 года) между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан действовал подписанный 10 октября 2000 года Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, основными целями создания которого являлись эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В Таможенный союз вошли 3 государства, ратифицировавшие Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года – Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.
Таможенный союз – это форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф ЕАЭС и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.
29 мая 2014 года страны, входящие в Таможенный союз, подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (Договор о ЕАЭС), вступивший для них в силу с 1 января 2015 года. Со 2 января 2015 года к ЕАЭС присоединилась Республика Армения, а с 12 августа 2015 года к ЕАЭС присоединилась Кыргызская Республика. При этом 10 октября 2014 года Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан подписали Договор о прекращении деятельности ЕврАзЭС с 1 января 2015 года.
ЕАЭС является международной организацией, обладающей международной правосубъектностью, и ставящей перед собой цели достижения максимально возможной региональной экономической интеграции. В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определённых Договором о ЕАЭС и иными действующими в рамках ЕАЭС международными договорами.
Органами ЕАЭС являются:
· Высший Евразийский экономический совет – высший орган ЕАЭС, в состав которого входят главы государств-членов ЕАЭС либо главы правительств государств-членов ЕАЭС, если в соответствии с законодательством своего государства они наделены полномочиями принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию Высшего Евразийского экономического совета;
· Евразийский межправительственный совет – орган, созданный для решения неотложных вопросов деятельности ЕАЭС, в состав которого входят главы правительств государств-членов ЕАЭС;
· Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган ЕАЭС, который состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ЕАЭС;
· Суд ЕАЭС – постоянно действующий судебный орган ЕАЭС, обеспечивающий единообразное применение его государствами-членами и органами Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках ЕАЭС, международных договоров в рамках ЕАЭС, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов ЕАЭС.
В рамках таможенного союза государств - членов ЕАЭС:
· функционирует внутренний рынок товаров;
· применяются Единый таможенный тариф ЕАЭС и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
· действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами;
· осуществляется единое таможенное регулирование;
· осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов ЕАЭС без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно- санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором о ЕАЭС.
Единое таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (введён в действие с 1 января 2018 года), международными договорами, Договором о ЕАЭС и его иными актами, регулирующими таможенные правоотношения.
С 1 января 2022 года на таможенной территории ЕАЭС применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС), утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г.
Таможенные процедуры
По состоянию на 1 апреля 2022 года в зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории ЕАЭС, их вывоза с таможенной территории ЕАЭС и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС в отношении товаров Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает 17 видов таможенных процедур:
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) свободная таможенная зона;
9) свободный склад;
10) временный ввоз (допуск);
11) временный вывоз;
12) реимпорт;
13) реэкспорт;
14) беспошлинная торговля;
15) уничтожение;
16) отказ в пользу государства;
17) специальная таможенная процедура.
Товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат обязательному таможенному оформлению с помещением их под одну из таможенных процедур, указанных выше. Как уже было ранее сказано, таможенное оформление товаров, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республика Кыргызстан и Республики Армения, не требуется.
В соответствии с Договором о ЕАЭС условия создания и функционирования свободных (специальных, особых) экономических зон определяются международными договорами в рамках ЕАЭС. Поскольку в соответствии с Договором о ЕАЭС действующие на дату его вступления в силу международные договоры государств-членов ЕАЭС, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, входят в право ЕАЭС и применяются в части, не противоречащей Договору о ЕАЭС, то таможенная процедура «свободная таможенная зона» в том числе регулируется Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (г. Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года). Согласно вышеуказанному Соглашению порядок создания, условия и срок функционирования свободной экономической зоны на территории государства- члена Таможенного союза (ЕАЭС) определяется законодательством этого государства.
В декабре 2020 года решением Высшего Евразийского экономического совета были определены стратегические направления интеграции до 2025 года.
3 апреля 2019 года был принят Закон Республики Казахстан № 242-VI «О специальных экономических и индустриальных зонах», который регулирует общественные отношения, возникающие при создании, функционировании и упразднении специальных экономических и индустриальных зон на территории Республики Казахстан. Решение о создании специальной экономической зоны принимается Правительством Республики Казахстан[1].
По состоянию на 1 апреля 2022 года на территории Республики Казахстан созданы и функционируют следующие 13 специальных экономических зон:
1) Специальная экономическая зона «Морпорт Актау» (функционирует на территории морского торгового порта, а также на части территории в пределах административно-территориальных границ города Актау и Мунайлинского района Мангистауской области) – создана на период до 1 января 2028 года;
2) Специальная экономическая зона «Парк инновационных технологий» (функционирует на территории поселка Алатау Медеуского района города Алматы и прилегающих земель Алматинской области) – создана на период до 1 января 2028 года;
3) Специальная экономическая зона «Оңтүстiк» (функционирует на территории Сайрамского района Туркестанской области) – создана на период до 1 июля 2030 года;
4) Специальная экономическая зона «Астана – новый город» (функционирует в пределах территориальной границы города Нур-Султан, включая индустриальные парки №1, городскую легкорельсовую линию и территорию местного исполнительного органа) – создана на период до 2027 года;
5) Специальная экономическая зона «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (функционирует на территории Атырауской области) – создана на период до 31 декабря 2032 года;
6) Специальная экономическая зона «Павлодар» (функционирует на территории Северного промышленного района города Павлодар) – создана на период до 1 декабря 2036 года;
7) Специальная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота» (функционирует на территории Алматинской области) – создана на период до 2035 года;
8) Специальная экономическая зона «Сарыарқа» (функционирует на территории города Караганды и прилегающих землях Бухар-Жырауского района Карагандинской области) – создана на период до 1 декабря 2036 года;
9) Специальная экономическая зона «Химический парк Тараз» (функционирует на территории Шуского района Жамбылской области) – создана на период до 1 января 2037 года;
10) Специальная экономическая зона «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» (функционирует на территории Панфиловского района Алматинской области) – создана на период до 2041 года;
11) Специальная экономическая зона «Астана-Технополис» (функционирует на территории города Нур-Султан) – создана на период до 2042 года;
12) Специальная экономическая зона «TURKISTAN» (функционирует в пределах территориальной границы Туркестанской области) – создана на период до 2043 года;
13) Специальная экономическая зона «Qyzyljar» (функционирует в пределах территориальной границы города Петропавловск), создана на период до 2044 года.
В свободной таможенной зоне товары размещаются и используются в её пределах без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров ЕАЭС.
В ближайшие годы на территориях 13 СЭЗ планируется реализовать 142 проекта на общую сумму 3 трлн. тенге с созданием более 10 тыс. постоянных рабочих мест[2].
Экспортный контроль
В целях обеспечения национальной безопасности, укрепления режима нераспространения оружия массового поражения, содействия формированию стабильной и безопасной системы международных отношений, укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки Республика Казахстан осуществляет экспортный контроль ряда видов продукции.
Согласно Закону Республики Казахстан от 21 июля 2007 г. «Об экспортном контроле», экспортный контроль применяется в отношении следующих видов продукции:
1) обычное вооружение и военная техника, сырье, материалы, специальное оборудование и технологии, работы и услуги, связанные с их производством;
2) ядерные и специальные неядерные материалы, оборудование, установки, технологии, источники ионизирующего излучения, оборудование и соответствующие товары и технологии двойного применения (назначения), работы и услуги, связанные с их производством;
3) химикаты, товары и технологии двойного применения (назначения), которые могут быть использованы при создании химического оружия, по спискам, перечням, устанавливаемым международными режимами экспортного контроля;
4) возбудители заболеваний, их генетически измененные формы и фрагменты генетического материала, которые могут быть использованы при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия, списки, перечни которых устанавливаются международными режимами экспортного контроля;
5) ракетная техника, двигатели, их компоненты, оборудование, материалы и технологии, применяющиеся при создании ракетной техники, списки, перечни которых устанавливаются международными режимами экспортного контроля;
6) виды оружия массового поражения;
7) научно-техническая информация, услуги и результаты интеллектуальной творческой деятельности, связанные с продукцией военного назначения, товарами и технологиями двойного применения (назначения). Номенклатура (список) продукции, подлежащей экспортному контролю, утверждается Правительством Республики Казахстан.
Экспорт и импорт продукции, подлежащей экспортному контролю, осуществляются на основании лицензий, выдаваемой уполномоченным органом (Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан).
Контроль за перемещением подлежащей экспортному контролю продукции через Государственную границу Республики Казахстан осуществляют органы государственных доходов.
Вступление Казахстана в ВТО
30 ноября 2015 года после почти 20-летних переговоров Республика Казахстан была официально включена в список государств-членов Всемирной торговой организации (ВТО). Протокол о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года был подписан в Женеве 27 июля 2015 года и ратифицирован Парламентом Республики Казахстан 12 октября 2015 года.
ВТО является международной экономической организацией, занимающейся вопросами регулирования торгово-политических отношений между государствами-членами ВТО, в функции которой входят:
· контроль за выполнением членами организации торговых соглашений, включенных в качестве приложений к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО и являющиеся обязательными для членов ВТО, к которым такие соглашения относятся;
· наблюдение за торговой политикой членов ВТО;
· разрешение возникших торговых споров между членами ВТО;
· выполнение функций форума для торговых переговоров между членами ВТО;
· сотрудничество с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития.
ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 октября 1947 года и является его преемницей. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО можно назвать:
· предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле;
· взаимное предоставление товарам и услугам иностранного происхождения национального режима;
· регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
· отказ от использования количественных и иных ограничений;
· прозрачность торговой политики;
· разрешение торговых споров путем переговоров и консультаций.
Вступление Казахстана в ВТО предполагает получение казахстанскими товарами и услугами более благоприятных условий доступа на мировые рынки.
[1] До принятия Закона Республики Казахстан «О специальных экономических и индустриальных зонах» решение о создании специальной экономической зоны принималось Президентом Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан.
[2] Источник: https://kapital.kz/experts/90609/chto-meshayet-effektivnoy-rabote-s-ez-v-kazakhstane.html