ПРОВЕРКИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЩИЙ ПОРЯДОК)

В Казахстане одним из видов государственного контроля и надзора за субъектами предпринимательской деятельности являются проверки. Порядок проведения таких проверок регламентирован Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. (далее – «Предпринимательский кодекс»).

Проверки проводятся путем совершения проверяющими одного из следующих действий:

1) посещения проверяемого субъекта (объекта) должностным лицом государственного органа;

2) запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении профилактического контроля и надзора;

3) вызова субъекта контроля и надзора с целью получения информации о соблюдении им требований, установленных Предпринимательским кодексом.

Различают 2 вида проверок:

1) проверки, проводимые по особому порядку на основе степени риска – проверки, назначаемые органом контроля и надзора на основе оценки степени риска;

2) внеплановые – проверки, назначаемые по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения внеплановой проверки.

Государственный контроль и надзор представляет собой сложную и разветвленную систему, которая предполагает разделение всех проверяемых субъектов на отдельные группы. Определение вопроса об отнесении субъектов к конкретной группе входит в состав услуг «Саят Жолши и партнеры» при оказании правовой помощи нашим клиентам по комплексному сопровождению в процессе проверок государственных органов.

Запрещается проведение проверок по особому порядку проведения проверок и профилактического контроля, и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, в течение трех лет с 01.01.2020 г.  по 01.01.2023 г. Указ Президента РК от 26.12.2019 г.


О начале проведения проверки орган контроля и надзора обязан известить в письменном виде субъекта контроля и надзора (руководителя юридического лица либо его уполномоченное лицо, физическое лицо) не менее чем за тридцать календарных дней до начала проверки по особому порядку проведения проверок с указанием даты начала проверки и предмета проведения проверки


Проверка проводится на основании акта о назначении проверки, в котором должны быть указаны:

1) номер и дата акта;

2) наименование государственного органа;

3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки;

5) наименование субъекта контроля и надзора или фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) физического лица, в отношении которого назначено проведение проверки, его место нахождения, идентификационный номер, перечень объектов контроля и надзора. В случае проверки филиала и (или) представительства юридического лица в акте о назначении проверки указываются его наименование и местонахождение;

6) предмет назначенной проверки;

7) срок проведения проверки;

8) правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

9)  проверяемый период;

10) права и обязанности субъекта контроля и надзора, предусмотренные Предпринимательским кодексом;

11) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа;

12) подпись уполномоченного лица о получении или об отказе в получении акта о назначении проверки.


Акт о назначении проверки, за исключением внеплановых проверок по соблюдению требований в области безопасности и охраны труда государственной инспекции труда в случае возникновения угрозы жизни и здоровью работников, встречных проверок, осуществляемых органами государственных доходов в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 25 декабря 2017 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), в обязательном порядке регистрируется в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам.

Должностные лица органа контроля и надзора, прибывшие на объект для проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, обязаны предъявить субъекту контроля и надзора:


  • акт о назначении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора с отметкой о регистрации в уполномоченном органе по правовой статистики и специальных учетов; 
  • служебное удостоверение; 
  • при необходимости - разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов;
  • медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов, выданный в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.


Началом проведения проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора   считается дата вручения акта о назначении проверки, а также ознакомления субъекта с проверочным листом.

Срок проведения проверки могут варьироваться в зависимости от вида проверки и проверяемого субъекта от 5 до 15 рабочих дней с возможностью их продления.


Должностные лица органа контроля и надзора не вправе:

1) проверять выполнение требований, не установленных в проверочных листах данного органа контроля и надзора, а также если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица;

2) требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;

3) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и (или) в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

4) разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и составляющую коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

5) превышать установленные сроки проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;

6) проводить проверку или профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, в отношении которого ранее проводились проверка или профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом;

7) проводить мероприятия, носящие затратный характер, в целях государственного контроля за счет проверяемых субъектов.


Изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов запрещаются.


По результатам проверки составляются акт о результатах проверки и предписание об устранении выявленных нарушений в случаях выявления нарушений.

В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки руководитель юридического лица или физическое лицо либо их представители излагают замечания и (или) возражения в письменном виде.

Замечания и (или) возражения прилагаются к акту о результатах проведения проверки, о чем делается соответствующая отметка.

Акт о результатах проверки и предписание составляются в трех экземплярах. Завершением срока проверки считается день вручения субъекту контроля и надзора акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки.

В случае нарушения прав и законных интересов проверяемых субъектов при осуществлении контроля и надзора проверяемый субъект вправе обжаловать действия (бездействие) органов контроля и надзора и их должностных лиц в вышестоящий государственный орган либо в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.