СУДЫ И АРБИТРАЖ

Суды Республики Казахстан

В настоящее время судебная система Казахстана представлена районными и приравненными к ним судами, областными и приравненными к ним судами, Верховным Судом Республики Казахстан.

В тоже время   Гражданским    процессуальным кодексом установлена 3-звенная судебная система, включающая суды первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Среди районных судов выделяют специализированные суды: межрайонные экономические, районные и приравненные к ним административные, военные, межрайонные суды по делам несовершеннолетних.

01 июля 2021 года в связи с вступлением в законную силу Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан в Казахстане начали работать новые административные суды, а ранее действующие специализированные межрайонные административные суды были переименованы в суды по административным правонарушениям.

К областным судам приравнены суды городов Нур-Султан, Алматы и Шымкента, а также Военный суд войск Республики Казахстан.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

По общему правилу все дела по первой инстанции рассматриваются в районных (городских) и приравненных к ним судах.

Из этого правила есть несколько исключений: Специализированный межрайонный экономический суд города Нур-Султана рассматривает гражданские дела по инвестиционным спорам, кроме дел, подсудных Специализированному межрайонному административному суду города Нур-Султана, а также иски государственных органов к инвесторам, связанные с инвестиционной деятельностью инвестора, с участием иностранного юридического лица (его филиала, представительства), осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстана; юридического лица, созданного с иностранным участием в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат иностранному инвестору; инвесторов при наличии заключенного контракта с государством на осуществление инвестиций.

Под инвестиционным спором понимается спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами, в том числе крупными инвесторами, и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора.

Таким образом, в Казахстане действует особая подсудность для инвестиционных споров, которые рассматриваются в судах, расположенных в г. Нур-Султан.

Специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам.

К корпоративным спорам относятся споры, стороной которых являются коммерческая организация, ассоциация (союз) коммерческих организаций, ассоциация (союз) коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации в соответствии с законами Республики Казахстан, и (или) ее акционеры (участники, члены), в том числе бывшие (далее - корпоративные споры), связанные с:

1) созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица;

2) принадлежностью акций акционерных обществ, долей участия в уставном капитале хозяйственных товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, в том числе признания сделок с ними недействительными, за исключением споров, возникающих в связи с разделом наследственного имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции акционерного общества, доли участия в уставном капитале хозяйственных товариществ, паи членов кооперативов;

3) требованиями о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу действиями (бездействием) должностных лиц, учредителей, акционеров, участников и иных лиц;

4) признанием недействительными сделок и (или) применением последствий недействительности таких сделок;

5) назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений между такими лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением их полномочий;

6) эмиссией ценных бумаг;

7)  ведением системы реестров держателей ценных бумаг, с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, а также споры, связанные с размещением и (или) обращением ценных бумаг;

8) признанием недействительной государственной регистрации эмиссии акций;

9) созывом и проведением общего собрания участников юридического лица и принятыми на нем решениями;

10) оспариванием решений, действий (бездействия) органов управления юридического лица.

Специализированные межрайонные экономические суды также рассматривают дела о реструктуризации финансовых организаций и организаций, входящих в банковский конгломерат в качестве родительской организации и не являющихся финансовыми организациями, в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, дела о реструктуризации задолженности, реабилитации и банкротстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также их ликвидации без возбуждения процедуры банкротства.

Специализированные межрайонные административные суды рассматривают дела по обжалованию решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, принимаемых (осуществляемых) в публично-правовых отношениях.

Соответственно, налоговые, таможенные, антимонопольные, экологические, инвестиционные споры рассматриваются в Специализированных межрайонных административных судах.

Также в указанных судах рассматриваются иски на действия (бездействия) судебных исполнителей.

Специализированный межрайонный административный суд города Нур-Султана (независимо от местонахождения заявителя и ответчика) рассматривает иски иностранных и казахстанских инвесторов при наличии у них заключенного контракта с государством на осуществление инвестиций по обжалованию решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц.

Верховный Суд Республики Казахстан также продолжит рассматривать дела по правилам суда первой инстанции об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума.

Специализированные межрайонные суды об административных правонарушениях рассматривают дела об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Военные суды рассматривают гражданские дела, если одной из сторон являются военнослужащий, органы военного управления, воинская часть, за исключением дел, подсудных другим специализированным судам.

Специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних рассматривают и разрешают гражданские дела по спорам об определении места жительства ребенка; определении порядка общения родителя с ребенком и отобрании ребенка, находящегося у других лиц; об определении места жительства ребенка при выезде ребенка с одним из родителей за пределы республики на постоянное место жительства; о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав; об усыновлении (удочерении) ребенка и его отмене; о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации образования с особым режимом содержания; по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними; об установлении отцовства несовершеннолетнего и взыскании с него алиментов; по заявлениям об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); об установлении отцовства и о взыскании алиментов в процентном отношении или твердой денежной сумме на содержание ребенка; об уменьшении размера алиментов; о защите трудовых, жилищных прав несовершеннолетних; о возмещении вреда, причиненного совместно несовершеннолетними и совершеннолетними, в том числе с участием недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних. 

Гражданское судопроизводство

Гражданские дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично, который действует от имени суда.

Рассмотрение гражданских дел в судах апелляционной и кассационной инстанций осуществляется, по общему правилу, коллегиальным составом суда (не менее трех судей). В отдельных случаях – единолично.

Судебные акты суда первой инстанции могут быть обжалованы в апелляционном и в определенных случаях в кассационном порядке.

Судебные акты суда первой инстанции вступают в законную силу по истечении срока на их апелляционное обжалование, если они не были обжалованы.

Апелляционные (частная) жалоба, ходатайство прокурора могут быть поданы, по гражданским делам, по общему правилу, на решение суда - в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, на определение суда – в течение 10 рабочих дней с момента вынесения определения.

В случае подачи апелляционной жалобы или ходатайства прокурора в апелляционном порядке решение суда первой инстанции, если оно не отменено, вступает в законную силу в день вынесения постановления судом апелляционной инстанции.

Вступившие в законную силу судебные акты местных и других судов по гражданским делам в случае соблюдения апелляционного порядка их обжалования, а также судебные акты, вынесенные Верховным Судом Республики Казахстан по правилам суда первой инстанции, могут быть пересмотрены в кассационном порядке Верховным Судом Республики Казахстан.

Кассационное ходатайство или протест на вышеуказанные судебные акты местных и других судов могут быть поданы в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Следует учитывать, что не все судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке.

Так, по общему правилу, не подлежат пересмотру в кассационном порядке судебные акты, вынесенные по делам, оконченным мировым соглашением, соглашением об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации или соглашением об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры, связанным с имущественными интересами физических лиц при сумме иска менее двух тысяч месячных расчетных показателей и юридических лиц при сумме иска менее тридцати тысяч месячных расчетных показателей, оконченным в связи с отказом от иска, а также ряд других дел.

Однако вышеуказанные судебные акты, а также постановления судебной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан как кассационной инстанции могут быть пересмотрены представлению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан и протесту Генерального Прокурора Республики Казахстан в исключительных случаях, если принятое постановление может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан, если принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы или если принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.

Решения, определения и постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся и новым обстоятельствам по основаниям, определенным Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан.

При подаче заявлений в суд первой инстанции оплачивается государственная пошлина в размере:

1)  по имущественным искам с физических лиц – 1 % от суммы иска, с юридических лиц – 3 % от суммы иска;

2) по неимущественным искам – 50 % от размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на текущий год.

При подаче кассационного ходатайства в суд кассационной инстанции также взимается государственная пошлина в размере пятидесяти процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера – от размера государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы. При обжаловании судебных актов в апелляционном порядке – государственная пошлина не взимается.

На любой стадии гражданского процесса, а также на стадии исполнения судебного акта, сторонам предоставляется возможность заключить мировое соглашение или иные виды соглашений, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан, с целью урегулирования спора.

Административное судопроизводство

Административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично, который действует от имени суда.

Рассмотрение административных дел в судах апелляционной и кассационной инстанций осуществляется, по общему правилу, коллегиальным составом суда (не менее трех судей). В отдельных случаях – единолично.

Судебные акты суда первой инстанции, вынесенные по административным делам, могут быть обжалованы в апелляционном и в кассационном порядке.

Судебные акты суда первой инстанции вступают в законную силу по истечении срока на их апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. В случае их обжалования в апелляционном и кассационном порядках – они вступают в законную силу после оглашения судом кассационной инстанции постановления.

Апелляционные (частная) жалоба, ходатайство прокурора могут быть поданы, по административным делам, по общему правилу, на решение суда - в течение двух месяцев со дня вынесения решения в окончательной форме, на определение суда – в течение десяти рабочих дней со дня изготовления определения в окончательной форме. При этом апелляционные жалоба, ходатайство прокурора по административным делам об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок и действий (бездействия) судебных исполнителей могут быть поданы в течение десяти рабочих дней со дня вынесения решения.

Не вступившие в законную силу решения суда по административным делам и определения суда, преграждающие возможность дальнейшего движения административного дела, могут быть обжалованы в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Казахстан.

Кассационная жалоба на вышеуказанные судебные акты может быть подана в течение месяца со дня вручения судебного акта апелляционной инстанции в окончательной форме.

Постановления кассационной инстанции по административным делам вступают в силу в день их оглашения.

Постановления кассационной инстанции по административным делам могут быть пересмотрены по представлению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, по протесту Генерального Прокурора Республики Казахстан в исключительных случаях, если принятое постановление может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан, если принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы или если принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.

Исполнительное производство

В случае неисполнения решения суда добровольно, исполнение осуществляется в принудительном порядке уполномоченными государственными органами – территориальными органами Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан - Департаментами по исполнению судебных актов по областям, г. Нур-Султан и г. Алматы, а также частными судебными исполнителями, действующими на определенной территории.

К исполнению частным судебным исполнителем принимаются все исполнительные документы, предусмотренные Законом Республики Казахстан от

2 апреля 2010 г. «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», за исключением исполнительных документов о:

1) взыскании с государства;

2) взыскании с юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилиированным с ним юридическим лицам;

3) взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;

4) взыскании в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячи месячных расчетных показателей;

5) конфискации имущества либо о передаче имущества государству;

6) выселении, вселении, сносах, изъятиях земельных участков и других категорий дел, производимых в интересах государства.

Исполнительные документы по указанным категориям дел принимаются к исполнению государственными судебными исполнителями.

В случае обращения за принудительным исполнением решения суда к частным судебным исполнителям, оплата деятельности частного судебного исполнителя производится за счет средств, взысканных с должника, и устанавливается в размере от трех до двадцати пяти процентов с взысканной суммы или стоимости имущества в зависимости от категории дел и суммы взыскания. За неисполнение решения суда законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Основными законодательными актами, регулирующими процессуальную деятельность судов, вопросы исполнительного производства в Республике Казахстан являются:

  • Гражданский процессуальный   кодекс   Республики   Казахстан    от    31 октября 2015 г. № 377-V;
  • Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 г. № 231-V;
  • Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года №350-VI;
  • Закон Республики Казахстан от 02 апреля 2010 г. № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»;
  • Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 г. № 234-V;
  • Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 г. № 235-V.


Арбитраж

Законодательство Республики Казахстан также предоставляет участникам гражданского оборота альтернативную возможность разрешения споров путем обращения в арбитраж.

Арбитражи в Республике Казахстан могут быть созданы в виде постоянно действующего арбитража или арбитража для разрешения конкретного спора.

Арбитры и арбитражи при разрешении переданных им споров независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо вмешательство в их деятельность государственных органов и иных организаций, за исключением случаев, установленных Законом Республики Казахстан от 08 апреля 2016 г. «Об арбитраже» (Далее - ЗРК «Об арбитраже»).

Спор может быть передан на рассмотрение арбитража при наличии заключенного между сторонами арбитражного соглашения.

Арбитражное соглашение может быть заключено сторонами в отношении споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами по какому-либо конкретному гражданско-правовому отношению.

Арбитражное соглашение в отношении спора, который находится на рассмотрении в суде, может быть заключено до принятия решения по спору указанным судом. В этом случае суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения.

Вопросы внутренней организации арбитражей регулируются утвержденными ими регламентами.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об арбитраже» арбитражу не подведомственны споры, по которым затрагиваются интересы несовершеннолетних лиц, лиц, признанных в порядке, установленном законом, недееспособными или ограниченно дееспособными, о реабилитации и банкротстве, между субъектами естественных монополий и их потребителями, между государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора.

Арбитраж не вправе рассматривать споры, возникающие из личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными.

Арбитраж не вправе рассматривать споры между физическими и (или) юридическими лицами Республики Казахстан с одной стороны и государственными органами, государственными предприятиями, а также юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, с другой - при отсутствии согласия уполномоченного органа соответствующей отрасли (в отношении республиканского имущества) или местного исполнительного органа (в отношении коммунального имущества).

Государственные органы, государственные предприятия, а также юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, намеревающиеся заключить арбитражное соглашение, должны направить в уполномоченный орган соответствующей отрасли (в отношении республиканского имущества) или местный исполнительный орган (в отношении коммунального имущества) запрос о даче согласия на заключение такого соглашения с указанием прогнозируемых сумм расходов на арбитражное разбирательство. Уполномоченный орган соответствующей отрасли или местный исполнительный орган обязан в течение пятнадцати календарных дней рассмотреть запрос и направить письменное сообщение о согласии либо мотивированном отказе в даче согласия. При рассмотрении запроса уполномоченный орган соответствующей отрасли или местный исполнительный орган должен учитывать экономическую безопасность и интересы государства.

Исполнение решения арбитража по общему правилу осуществляется спорящими сторонами добровольно. В случае неисполнения в добровольном порядке, решение исполняется в принудительном порядке, предусмотренном для исполнения решений судов общей юрисдикции Республики Казахстан.

Казахстан является участником Нью-Йоркской конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, Европейской конвенции 1961 г. о внешнеторговом арбитраже и Вашингтонской Конвенции 1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (конвенция ICSID). В соответствии с данными международными договорами, положения которых были включены в национальное законодательство, для признания и исполнения иностранных арбитражных решений устанавливается национальный режим на основе взаимности.

Мы рекомендуем своим клиентам при выборе арбитража обращаться в Казахстанский международный арбитраж, возглавляемый ведущим ученым-цивилистом Казахстана д.ю.н., профессором М.К. Сулейменовым.

Для решения споров в арбитраже необходимо заключить соглашение об этом или включить арбитражную оговорку в контракт. Арбитражная оговорка может выглядеть следующим образом:

“Любые споры и/или разногласия, возникающие из настоящего контракта или в связи с ним, подлежат окончательному урегулированию в Казахстанском Международном Арбитраже в соответствии с его действующим Регламентом.

Состав   Арбитража   будет   включать   __________ арбитров (единоличного арбитра).

Место проведения арбитражного разбирательства – _____________________________.

Язык арбитражного разбирательства            ___________________________________________.

Настоящий контракт регулируется нормами материального права ___________________ (указать государство)”.


Суд Международного финансового центра «Астана»

С недавнего времени в Республике Казахстан начал функционировать Международный финансовый центр «Астана», правовой статус которого определяется Конституционным законом Республики Казахстан от 07 декабря 2015 г. «О Международном финансовом центре «Астана».

Международный финансовый центр «Астана» (далее - Центр) – это территория в пределах города Нур-Султан с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере.

Суд Центра является одним из органов данного Центра, который независим в своей деятельности и не входит в судебную систему Республики Казахстан.

Суд Центра состоит из двух инстанций: суд первой инстанции и апелляционный суд.

Председатель и судьи суда Центра назначаются и освобождаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Управляющего Центром.

В настоящее время судьями суда Центра являются в основном бывшие судьи Великобритании, обладающие огромным опытом в сфере разрешения споров.

Суд Центра не осуществляет уголовное и административное судопроизводство и обладает исключительной юрисдикцией в отношении:

1 рассмотрения и разрешения споров, возникающих между участниками Центра, органами Центра и (или) их иностранными работниками;

2) рассмотрения и разрешения споров, касающихся любой операции, осуществленной в Центре и подчиненной праву Центра;

3) рассмотрения и разрешения споров, переданных суду Центра по соглашению сторон.

В суде Центра имеется упрощенная процедура рассмотрения споров с ценой иска до 150 000 долларов США.

Суд Центра в своей деятельности руководствуется постановлением Совета «О суде Международного финансового центра «Астана», которое должно быть основано на процессуальных принципах и нормах Англии и Уэльса и (или) стандартах, ведущих мировых финансовых центров.

Кроме того, Суд Центра при разрешении споров руководствуется действующим правом Центра, а также может учитывать вступившие в законную силу решения суда Центра по конкретным спорам и вступившие в силу решения судов других юрисдикций общего права.

Решения апелляционного суда Центра являются окончательными, не подлежат обжалованию и обязательны для всех физических и юридических лиц.

Любые юристы со всего мира вправе представлять интересы сторон в разбирательстве, которое будет проходить в суде Центра.

Исполнение решений суда Центра в Республике Казахстан осуществляется в том же порядке и на тех же условиях, что и исполнение решений судов Республики Казахстан. При этом должен быть обеспечен перевод решений суда Центра на казахский или русский язык в порядке, определенном актами Центра.

Официальным языком Центра является английский язык, используемый во всех регулируемых Центром сферах общественных отношений на всей территории Центра.

Соответственно, судопроизводство в Центре ведется на английском языке, по заявлению сторон с переводом на казахский или русский язык.