ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории Республики Казахстан регулируются экологическим (природоохранным) и санитарно-эпидемиологическим законодательством Республики Казахстан, в первую очередь - Экологическим кодексом Республики Казахстан» от 2 января 2021 года № 400-VI (далее – «Экологический кодекс»).

Главное отличие Экологического кодекса от утратившего силу Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212-III ЗРК заключается в том, что он направлен на принятие превентивных мер для недопущения негативного воздействия на окружающую среду. Усилена ответственность и ужесточены административные штрафы за нарушения нормативов эмиссий в окружающую среду. В действующий в данный момент Экологический кодекс внедрен принцип «загрязнитель платит и исправляет», а также введено обязательное получение комплексного экологического разрешения для вновь вводимых предприятий. Кроме того, отдельное внимание уделено механизмам минимизации отходов. Особое внимание уделено целевому расходованию средств бюджета на природоохранные мероприятия. Экологическим кодексом предусматривается иерархия отходов, направленная на поэтапное обращение с отходами. Классификация отходов приведена в соответствие с европейским каталогом отходов и будет содержать перечень как неопасных, так и опасных отходов. Ужесточена ответственность за незаконную вырубку деревьев.

С принятием Экологического кодекса предусмотрено внесение поправок в Предпринимательский кодекс, Уголовный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс, Земельный кодекс и Налоговый кодекс, а также в законы о разрешениях и уведомлениях, о гражданской защите, о государственном управлении, развитии агропромышленного комплекса и сельских территорий, об обязательном экологическом страховании. Для операторов новых объектов, получивших комплексное экологическое разрешение путем внедрения наилучших доступных технологий, предложены соответствующие поправки по освобождению от платежей за эмиссии. Для действующих предприятий для освобождения от платежей за эмиссии необходимо будет разработать и реализовать программу повышения экологической эффективности и внедрения наилучших доступных технологий.

Охране от уничтожения, деградации, повреждения, загрязнения и иного вредного воздействия подлежат земля, недра, поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух; леса и иная растительность; животный мир, генофонд живых организмов; естественные экологические системы, климат и озоновый слой Земли. Особой охране подлежат особо охраняемые природные территории и объекты государственного природно-заповедного фонда.

Необходимо различать государственное регулирование в области охраны окружающей среды и управление в области использования природных ресурсов.

Согласно Экологическому кодексу Республики Казахстан» инструментами государственного регулирования в области охраны окружающей среды являются:

a. лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды;

b. экологическое нормирование;

c. техническое регулирование в области охраны окружающей среды;

d. экологическая оценка;

e. государственная экологическая экспертиза;

f. экологические разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду;

g. мониторинг окружающей среды и природных ресурсов;

h. государственный экологический контроль;

i. уведомительный порядок деятельности по сбору, сортировке и (или) транспортировке отходов;

j. инструменты государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов.

Уполномоченный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды реализует единую государственную экологическую политику посредством:

a. разработки и утверждения нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды в случаях, предусмотренных Экологическим кодексом;

b. проведения координации в пределах своей компетенции деятельности центральных и местных исполнительных органов в части осуществления ими деятельности в области охраны окружающей среды;

c. лицензирования деятельности в области охраны окружающей среды;

d. выдачи экологических разрешений в пределах своей компетенции, установленной Экологическим кодексом;

e. приема уведомлений о начале или прекращении предпринимательской деятельности в случаях, предусмотренных Экологическим кодексом;

f. проведения государственной экологической экспертизы в пределах своей компетенции, установленной Экологическим кодексом;

g. осуществления государственного экологического контроля;

h. разработки и организации осуществления мероприятий по охране окружающей среды, имеющих значение на республиканском уровне;

i. осуществления государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов;

j. осуществления государственного регулирования в области охраны озонового слоя Земли;

k. согласования планов мероприятий по охране окружающей среды местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;

l. осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;

m. выполнения иных функций, возложенных на него Экологическим кодексом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Экологическим кодексом четко разграничена компетенция государственных органов в области охраны окружающей среды. Уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в настоящий момент является Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан, которое имеет в своем составе следующие ведомства: Комитет экологического регулирования и контроля, Комитет геологии, Комитет лесного хозяйства и животного мира, Комитет рыбного хозяйства, Комитет по водным ресурсам. Также существуют специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов, компетенция которых устанавливается законодательством Республики Казахстан.

В настоящий момент хозяйственная и иная деятельность, для которой осуществляется оценка воздействия на окружающую среду, по значимости и полноте оценки разделяется на 4 категории - I, II, III, IV.

К I категории относятся объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду. Ко II категории относятся объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду.

К III категории относятся объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду.

К IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Виды деятельности, не относящиеся к классам опасности согласно Экологическому кодексу или не соответствующие изложенным в нем критериям, классифицируются как объекты IV категории.

Деятельность физических и юридических лиц по природоохранному проектированию и нормированию для I категории хозяйственной и иной деятельности осуществляется на основе лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.

Лицензирование деятельности на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды осуществляет уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

В целях установления нормативов допустимых концентраций уполномоченным государственным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения ведется реестр потенциально опасных химических, биологических веществ, запрещенных к применению в Республике Казахстан.

В целях обеспечения охраны атмосферного воздуха государством устанавливаются следующие нормативы допустимого антропогенного воздействия на атмосферный воздух:

a. нормативы допустимых выбросов (экологический норматив, который устанавливается в экологическом разрешении и определяется как максимальная масса загрязняющего вещества либо смеси загрязняющих веществ, допустимая (разрешенная) для выброса в атмосферный воздух;

b. технологические нормативы выбросов. Разрешаются выбросы от технологически неизбежного сжигания сырого газа при отклонениях от исходных данных, используемых для расчетов выбросов в проектах нормативов допустимых выбросов и проектной документации, при условии соблюдения установленных нормативов допустимых выбросов и технологических нормативов;

c. нормативы допустимых физических воздействий на атмосферный воздух.

Нормативы эмиссий устанавливаются по отдельным стационарным источникам, относящимся к объектам I и II категорий, на уровнях, не превышающих:

1) при проведении обязательной оценки воздействия на окружающую среду – соответствующих предельных значений эмиссий, указанных в заключении по результатам оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с Экологическим кодексом;

2) при проведении в соответствии с Экологическим кодексом скрининга воздействий намечаемой деятельности, по результатам которого вынесено заключение об отсутствии необходимости обязательной оценки воздействия на окружающую среду – соответствующих значений, указанных в заявлении о намечаемой деятельности в соответствии с Экологическим кодексом.

Для объектов, в отношении которых выдается комплексное экологическое разрешение, нормативы эмиссий устанавливаются по отдельным стационарным источникам, относящимся к объектам I и II категорий, на уровнях, не превышающих соответствующих предельных значений эмиссий маркерных загрязняющих веществ, связанных с применением наилучших доступных техник, приведенных в заключениях по наилучшим доступным техникам.

Нормативы эмиссий не устанавливаются для объектов III и IV категорий, а также для передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и (или) здоровья людей и окружающей среды научно не установлена.

Запрещается производство в Республике Казахстан транспортных и иных передвижных средств, содержание загрязняющих веществ в выбросах которых не соответствует требованиям технического регламента Евразийского экономического союза.

Хранение, обезвреживание, захоронение и сжигание отходов, которые могут быть источником загрязнения атмосферного воздуха, вне специально оборудованных мест и без применения специальных сооружений, установок и оборудования, соответствующих требованиям, предусмотренным экологическим законодательством Республики Казахстан, запрещаются.

Ввоз в Республику Казахстан радиоактивных материалов, полуфабрикатов, сырья, комплектующих изделий, содержащих радиоактивные вещества выше уровней изъятия, установленных нормами радиационной безопасности, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области экспортного контроля и подлежит государственному учету ядерных материалов и источников ионизирующего излучения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии.

Под оценкой воздействия на окружающую среду понимается процесс выявления, изучения, описания и оценки на основе соответствующих исследований возможных существенных воздействий на окружающую среду при реализации намечаемой деятельности, включающий в себя стадии, предусмотренные Экологическим кодексом. Под намечаемой деятельностью в Экологическом кодексе понимается намечаемая деятельность физических и юридических лиц, связанная со строительством и дальнейшей эксплуатацией производственных и иных объектов, c иного рода вмешательством в окружающую среду, в том числе путем проведения операций по недропользованию, а также внесением в такую деятельность существенных изменений.

Оценка воздействия на окружающую среду является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. Запрещаются разработка и реализация проектов хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду без оценки воздействия на нее. Результаты оценки воздействия являются неотъемлемой частью предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации. Заказчик (инициатор) и разработчик проектов обязаны учитывать результаты проведенной оценки воздействия на окружающую среду и обеспечивать принятие такого варианта, который наносит наименьший вред окружающей среде и здоровью человека.

Под экологической экспертизой понимается экспертная деятельность, направленная на установление соответствия документации, представленной на экологическую экспертизу, требованиям экологического законодательства Республики Казахстан и осуществляемая в целях предупреждения возможных существенных неблагоприятных воздействий реализации такой документации на здоровье населения и окружающую среду, а также обеспечения экологических основ устойчивого развития Республики Казахстан.

Экологическим кодексом устанавливаются требования к проведению следующих видов экологической экспертизы:

1) государственной экологической экспертизы;

2) общественной экологической экспертизы.

Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат следующие объекты государственной экологической экспертизы:

1) проектная документация по строительству и (или) эксплуатации объектов І и II категорий и иные проектные документы, предусмотренные Экологическим кодексом для получения экологических разрешений;

2) проектная документация по строительству и (или) эксплуатации объектов III категории и иные проектные документы, предусмотренные Экологическим кодексом, необходимые при подготовке декларации о воздействии на окружающую среду;

3) разрабатываемые центральными государственными органами и органами местного государственного управления проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду;

4) проекты естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, включая их функциональное зонирование и генеральные планы развития инфраструктуры, переводу земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса, упразднению или уменьшению территорий государственных природных заказников республиканского и местного значения и государственных заповедных зон республиканского значения, планов управления природоохранной организацией, разрабатываемые в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях»;

5) материалы обследования территорий, обосновывающие отнесение этих территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации;

6) проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов либо которая затрагивает интересы сопредельных государств, в том числе по комплексу «Байконур», определенные международными договорами Республики Казахстан;

7) материалы комплексного экологического обследования земель, на которых в прошлом проводились испытания ядерного оружия, а также которые подверглись воздействию военных полигонов;

8) лесоустроительные проекты государственных лесовладений и лесоустройства и (или) специальных обследований для отнесения государственного лесного фонда к категориям, перевода из одной категории в другую, а также выделения особо защитных участков, на которых лесопользование запрещается или ограничивается;

9) проектные документы для видов деятельности, не требующих экологического разрешения, для которых законами Республики Казахстан предусмотрено обязательное наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми некоммерческими организациями и рассматривает любую хозяйственную и иную деятельность на предмет соблюдения общественных интересов по сохранению благоприятной для жизни и/или здоровья граждан окружающей среды. Инициатором общественной экологической экспертизы могут выступать физические и юридические лица.

Объекты и процедура подтверждения соответствия в области охраны окружающей среды определяются законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

Экологическое разрешение – это документ, удостоверяющий право индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на осуществление негативного воздействия на окружающую среду и определяющий экологические условия осуществления деятельности. Экологическое разрешение выдается на каждый отдельный объект І и II категорий.

В Республике Казахстан природопользователям выдаются следующие экологические разрешения:

1) комплексное экологическое разрешение. Наличие комплексного экологического разрешения обязательно для объектов І категории;

2) экологическое разрешение на воздействие. Наличие экологического разрешения на воздействие обязательно для строительства и (или) эксплуатации объектов II категории, а также для эксплуатации объектов І категории в случае, предусмотренном Экологическим кодексом.

 Осуществление эмиссий в окружающую среду от всех стационарных источников эмиссий без экологического разрешения запрещается. Выбросы парниковых газов не являются предметом экологических разрешений, за исключением выбросов веществ, определенных в качестве загрязняющих в соответствии с Экологическим кодексом.

Под парниковыми газами понимаются составляющие атмосферу Земли газообразные вещества (химические соединения) как природного, так и антропогенного происхождения, которые способны поглощать или отражать инфракрасное излучение. Республика Казахстан ставит своей целью обеспечение снижения к 31 декабря 2030 года углеродного баланса Республики Казахстан не менее чем на пятнадцать процентов от уровня углеродного баланса 1990 года.

Государственное регулирование в сфере выбросов и поглощений парниковых газов осуществляется посредством:

1) применения инструментов государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов в соответствии с Экологическим кодексом;

2) установления рыночного механизма торговли углеродными единицами.

Стоит отметить, что плата за эмиссии в окружающую среду, осуществляемая природопользователями в пределах нормативов, определенных в экологическом разрешении, взимается в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан. Методика расчета платы за эмиссии в окружающую среду утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Исполнение налоговых обязательств по плате за эмиссии в окружающую среду не освобождает природопользователя от возмещения ущерба, нанесенного им окружающей среде.

Экологическим ущербом признается ущерб, причиненный компонентам природной среды, указанным в Экологическом кодексе, если отсутствует возможность их естественного восстановления в течение разумного периода времени до базового состояния без принятия мер по ремедиации. Ремедиацией признается комплекс мероприятий по устранению экологического ущерба посредством восстановления, воспроизводства компонента природной среды, которому был причинен экологический ущерб, или, если экологический ущерб является полностью или частично непоправимым, замещения такого компонента природной среды.

В соответствии с принципом «загрязнитель платит» лицо, действия или деятельность которого причинили экологический ущерб, обязано в полном объеме и за свой счет осуществить ремедиацию компонентов природной среды, которым причинен экологический ущерб.

Срок исковой давности по требованиям, связанным с причинением экологического ущерба, составляет тридцать лет и исчисляется с момента события, действия или бездействия, ставших причиной экологического ущерба. В случае, если экологический ущерб имел длительный характер, срок исковой давности исчисляется с момента окончания события, действия или бездействия, ставших причиной экологического ущерба.

Государственный экологический контроль

Государственным экологическим контролем является деятельность уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований экологического законодательства Республики Казахстан.

Государственный экологический контроль осуществляется по следующим направлениям:

a. соблюдение положений настоящего Кодекса в области охраны окружающей среды;

b. соблюдение экологических требований в области особо охраняемых природных территорий;

c. соблюдение экологических требований при консервации и ликвидации последствий операций по недропользованию, рекультивации нарушенных земель;

d. выполнение расширенных обязательств производителей (импортеров);

e. выполнение оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) требований, определенных настоящим Кодексом;

f. соблюдение квалификационных требований и правил осуществления лицензируемых видов деятельности в области охраны окружающей среды, а также деятельности, в отношении которой установлен уведомительный порядок;

g. соблюдение местными исполнительными органами требований экологического законодательства Республики Казахстан по оказанию государственных услуг в области охраны окружающей среды.

Государственный экологический контроль осуществляется в следующих формах:

a. профилактический контроль без посещения субъекта (объекта);

b. профилактический контроль с посещением субъекта (объекта);

c. проверки.

Порядок проведения государственного экологического контроля установлен нормами Экологического кодекса и Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК.

К должностным лицам, осуществляющим государственный экологический контроль, относятся:

1) главный государственный экологический инспектор Республики Казахстан;

2) заместитель Главного государственного экологического инспектора Республики Казахстан;

3) старшие государственные экологические инспекторы Республики Казахстан;

4) государственные экологические инспекторы Республики Казахстан;

5) главные государственные экологические инспекторы областей, городов республиканского значения, столицы;

6) старшие государственные экологические инспекторы областей, городов республиканского значения, столицы;

7) государственные экологические инспекторы областей, городов республиканского значения, столицы.

Конфиденциальная информация, касающаяся природопользователя, не может быть предоставлена другому лицу без письменного разрешения природопользователя. Конфиденциальность информации определяется законодательными актами Республики Казахстан и международными договорами. Государственный экологический инспектор обязан не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную информацию, полученную им по результатам государственного экологического контроля, за исключением передачи конфиденциальной информации, предусмотренной законодательными актами Республики Казахстан.

Государственные кадастры

Единая система государственных кадастров природных ресурсов Республики Казахстан создается и ведется как межотраслевая информационная система, объединяющая все виды государственных кадастров природных ресурсов Республики Казахстан в целях обеспечения единого общегосударственного комплексного учета и оценки природного и экономического потенциала Республики Казахстан. Государственные кадастры природных ресурсов представляют собой систематизированный свод информации о количественных и качественных показателях природных ресурсов в порядке, установленном Экологическим кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан. Объектами Единой системы кадастров являются составные части окружающей среды: земля, вода, лес, почва, недра, растительный и животный мир в их взаимодействии.

Кроме того, ведется государственный кадастр отходов производства и потребления. Все виды отходов и объекты размещения отходов подлежат учету в Государственном кадастре отходов.

Также существует система государственной базы данных учета природопользователей и источников загрязнения окружающей среды в виде государственного реестра природопользователей, осуществляющих эмиссии в окружающую среду, и источников загрязнения окружающей среды Республики Казахстан.

Ответственность за нарушение экологического законодательства

За нарушения экологического законодательства Республики Казахстан предусмотрена серьезная гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Возмещению подлежит ущерб, причиненный окружающей среде, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государству вследствие:

1) уничтожения и повреждения природных ресурсов;

2) незаконного и нерационального использования природных ресурсов;

3) самовольных эмиссий;

4) сверхнормативных эмиссий.

Возмещение вреда здоровью физических лиц, ущерба имуществу физических и юридических лиц, государства лицами, совершившими экологические правонарушения, производится добровольно или по решению суда в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Вред подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение и восстановление здоровья, затрат по уходу за больным, иных расходов и потерь.

Возмещение ущерба, причиненного окружающей среде вследствие нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, производится добровольно или по решению суда на основании экономической оценки ущерба, порядок проведения которой определяется в соответствии с действующим Экологическим кодексом.

Физические и юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Моральный вред, причиненный в результате нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

Не рассматриваются в качестве ущерба окружающей среде случаи сверхнормативного размещения отходов и случаи сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в объекты, оборудованные и предназначенные для размещения отходов и сброса сточных вод, предотвращающие загрязнение земной поверхности, недр и подземных вод. Не рассматриваются в качестве ущерба окружающей среде случаи попадания химических веществ или розлива сточных вод на производственные площадки, ограниченные защитными сооружениями, предотвращающими их попадание на земную поверхность, в недра и подземные воды.

Требования к исполнению расширенных обязательств производителей (импортеров)

Физические и юридические лица, которые осуществляют на территории Республики Казахстан производство отдельных видов товаров по перечню, утверждаемому в соответствии с Экологическим кодексом, или ввоз таких товаров на территорию Республики Казахстан, несут расширенные обязательства в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в целях снижения негативного воздействия таких товаров на жизнь и (или) здоровье людей и окружающую среду.

Физические и юридические лица, осуществляющие производство на территории Республики Казахстан и (или) ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров) согласно перечню продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), обязаны обеспечивать сбор, транспортировку, подготовку к повторному использованию, сортировку, обработку, переработку, обезвреживание и (или) утилизацию отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки, одним из следующих способов:

1) применение собственной системы сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов, требования к которой определяются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Требование по применению собственной системы сбора, переработки и утилизации отходов не распространяется на производителей и импортеров автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники;

2) заключение с оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) договора об организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки, переработки, обезвреживания, и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), подача заявки в соответствии с правилами реализации расширенных обязательств производителей (импортеров), утвержденными Правительством Республики Казахстан, и внесение на банковский счет оператора расширенных обязательств производителей (импортеров) денег в виде утилизационного платежа.

Расширенные обязательства производителей (импортеров) не распространяются на:

  • производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, аккумуляторных батарей при условии использования для их производства не менее тридцати процентов отработанных масел, отходов пластмассы, стекла, бумаги и картона, использованных аккумуляторных батарей соответственно, переработанных и утилизированных на территории Республики Казахстан;
  • производителей и импортеров в части произведенной (произведенных) на территории Республики Казахстан и (или) ввезенной (ввезенных) на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), реализованных за ее пределами;
  • производителей и импортеров в части произведенных на территории Республики Казахстан и (или) ввезенных на территорию Республики Казахстан полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, которые предназначены для упаковки и (или) в которые упакована (упакованы) продукция (товары), реализованная (реализованные) за ее пределами;
  • физических лиц, осуществляющих ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), при импорте продукции (товаров) в пределах квоты на беспошлинный ввоз товаров личного пользования, за исключением импортеров автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники;
  • импортеров в части полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы социально значимые продовольственные товары, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;
  • производителей в части произведенной полимерной упаковки из преформ, за которые внесена плата за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов;
  • импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакована ввезенная (ввезенные) продукция (товары), используемая (используемые) в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенная (предназначенные) для реализации;
  • импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.