СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ
Законодательство Республики Казахстан проводить сделки по Слиянию и Поглощению, используя следующие юридические конструкции:
· приобретение долей участия/акций в ТОО /АО;
· приобретение основного имущества у действующего юридического лица (промышленное оборудование, недвижимость и т. д.);
· заключение договора франчайзинга, приобретение прав на интеллектуальную собственность;
· продажа предприятия как имущественного комплекса.
Сравнение двух наиболее распространенных способов приобретения бизнеса:
Критерий
сравнения
Приобретение долей участия/акций компании
Приобретение
основных активов компании
1.
Скорость
приобретения
Как правило,
высокая
Как правило, ниже
2.
Сопутствующие расходы
Низкие
Могут быть значительными
3.
«Исторические»
риски
Сохраняются
Минимизируются
4.
Специальные разрешения,
лицензии
Сохраняются
Не сохраняются
5.
Контракты с
контрагентами
Сохраняются
Не сохраняются
6.
Обязательства
Сохраняются
Как правило, не сохраняются
7.
Налоги на сделки
Нет
НДС
Есть
НДС
Отраслевые и национальные особенности сделок по Слияниям и Поглощениям
Некоторые примеры сделок, требующих согласования (разрешения, уведомления) с казахстанскими государственными органами:
В отношении финансовых организаций |
|
1. |
Приобретение статуса крупного участника банка / банковского холдинга |
2. |
Получения разрешения на создание страховой (перестраховочной) организации |
3. |
Получение страховой (перестраховочной) организацией и страховым холдингом разрешения на создание или приобретение дочерней организации |
4. |
Получения разрешения на добровольную реорганизацию страховой (перестраховочной) организации |
5. |
Приобретение статуса крупного участника страховой организации / страхового холдинга |
В отношении антимонопольного законодательства |
|
6. |
Подача ходатайства в антимонопольный орган о предоставлении согласия на экономическую концентрацию в следующих случаях: 1) реорганизация субъекта рынка путем слияния или присоединения; 2) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных акций (долей участия в уставном капитале, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось (не распоряжалась) акциями (долями участия в уставном капитале, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось пятьюдесятью или менее процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) указанного субъекта рынка; 3) получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество. |
7. |
Подача уведомления в антимонопольный орган о заключении сделок, признаваемых экономической концентрацией в следующих случаях: 1) приобретение субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа; 2) участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условий ведения их предпринимательской деятельности. |
В отношении законодательства о недрах и недропользовании |
|
8. |
Соблюдение приоритетного права государства на приобретение отчуждаемого по возмездным и безвозмездным основаниям права недропользования (его части) и (или) объектов, связанных с правом недропользования в отношении участков недр, месторождений, имеющих стратегическое значение. |
9. |
Подача заявления о выдаче разрешения на отчуждение права недропользования и связанных с ним прав. |
В отношении стратегических объектов |
|
10. |
Получение разрешения Правительства на обременение стратегических объектов либо их отчуждение. |
11. |
Соблюдение приоритетного права покупки стратегического объекта по рыночной стоимости (право принадлежит Правительству Республики Казахстан, а также по его решению – национальному управляющему холдингу). |
Ограничения для иностранного участия в юридических лицах Республики Казахстан
Несмотря на то, что законодательство Республики Казахстан предусматривает национальный режим для иностранных инвесторов, существуют некоторые ограничения для иностранного участия в юридических лицах Республики Казахстан. Приведенная ниже таблица содержит перечень подобных ограничений, которые наиболее распространены:
Ограничения, установленные законодательством |
|
1. 1. |
Иностранным физическим и юридическим лицам запрещается прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20% акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республики Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере. |
2. |
Иностранцам, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами без создания юридического лица на территории Республики Казахстан запрещается управление или эксплуатация магистральными линиями связи, |
3. |
Физическим и юридическим лицами запрещается приобретение или иное получение в собственность самостоятельно или в составе группы лиц более 10% голосующих акций, а также долей, паев организации, владеющей и (или) осуществляющей деятельность по управлению или эксплуатации линии связи в качестве оператора междугородной и (или) международной связи, без согласия уполномоченного органа в области связи и информации, а также органов национальной безопасности |
4. |
Иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрещается прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять в совокупности более чем 49% голосующих акций, а также долей, паев юридического лица, осуществляющего деятельность в области телекоммуникаций в качестве оператора междугородной и (или) международной связи, владеющего наземными (кабельными, в том числе волоконно-оптическими, радиорелейными) линиями связи без положительного решения Правительства Республики Казахстан, основанного на заключении уполномоченного органа в области связи и информации, согласованного с органами национальной безопасности |
5. |
Юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах, не вправе прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться голосующими акциями страховых (перестраховочных) организаций — резидентов Республики Казахстан. |
6. |
Юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах, не вправе прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться голосующими акциями банков-резидентов Республики Казахстан. |
7. |
Иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, кандасы, международные организации не могут участниками/акционерами юридических лиц Республики Казахстан, которые обладают земельными участками сельскохозяйственного назначения на праве частной собственности или землепользования. |