АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Отношения в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, а также в сфере естественных монополий регулируются такими нормативными правовыми актами как:

· Кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» (Раздел 4 «Экономическая конкуренция»);

· Законом Республики     Казахстан     от     27     декабря     2018     г.     «О естественных монополиях»; \а также рядом других законодательных и подзаконных актов.

Антимонопольным органом является Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.

Естественные монополии

Согласно Закону Республики Казахстан «О естественных  монополиях», естественная монополия – это состояние рынка услуг (товаров, работ), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг (товаров, работ) невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг (товаров, работ). Указанным законом к сферам естественных монополий отнесены следующие услуги (товары, работы):

1) по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, за исключением их транспортировки в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан;

2) по хранению, транспортировке товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам и (или) газораспределительным системам, эксплуатации групповых резервуарных установок, а также транспортировке сырого газа по соединительным газопроводам, за исключением хранения, транспортировки товарного газа в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан;

3) по передаче электрической энергии;

4) по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией, за исключением тепловой энергии, выработанной с использованием тепла грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, сбросной воды промышленных предприятий и электростанций, канализационно-очистных сооружений;

5) по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии;

6) по организации балансирования производства-потребления электрической энергии;

7) магистральных железнодорожных сетей, за исключением услуг магистральной железнодорожной сети при перевозке грузов в контейнерах, перевозке порожних контейнеров и транзитных перевозках грузов через территорию Республики Казахстан;

8) железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам государственно-частного партнерства, в том числе договорам концессии, при отсутствии конкурентного железнодорожного пути;

9) подъездных путей при отсутствии конкурентного подъездного пути;

10) аэронавигации, за исключением аэронавигационного обслуживания международных и транзитных полетов;

11) портов при отсутствии конкуренции на рынке портовых услуг;

12) аэропортов, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям;

13) по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации, за исключением деятельности субъектов малого предпринимательства;

14) водоснабжения и (или) водоотведения.


Контроль за деятельностью субъектов естественной монополии осуществляет уполномоченный государственный орган, который наделен, в том числе, правами по регулированию цен на товары, работы и услуг естественных монополистов, привлечению к административной ответственности в случае установления фактов нарушений при деятельности субъектов естественных монополий и подаче исковых заявлений в судебные органы против нарушителей антимонопольного законодательства, осуществлению контроля за реорганизацией и ликвидацией субъектов естественной монополии, осуществлением ими закупок.


Монополистическая деятельность

К монополистической деятельности, ограниченной Предпринимательским кодексом, относятся:

1)        антиконкурентные соглашения субъектов рынка;

2)        антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка;

3)        злоупотребление доминирующим или монопольным положением.


За монополистическую деятельность предусматривается уголовная, гражданская и административная ответственности. Административная ответственность устанавливается в виде штрафа в процентах от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, а также в виде конфискации монопольного дохода. Помимо вышеуказанного, в случае, если субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение, дважды в течение одного календарного года привлекался к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением и продолжает совершать действия, ограничивающие конкуренцию, антимонопольный орган в целях развития конкуренции вправе обратиться в суд с иском о принудительном разделении данного субъекта рынка или выделении из его состава на базе его структурных подразделений одного или нескольких юридических лиц.

Основным квалифицирующим признаком антиконкурентных соглашений и антиконкурентных согласованных действий является ограничение конкуренции. Субъектом правонарушений в форме антиконкурентных соглашений и антиконкурентных согласованных действий являются физические лица, юридические лица или их филиалы, являющиеся самостоятельными налогоплательщиками (за исключением финансовых организаций), иностранные юридические лица (их филиалы и представительства), осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с уставными целями.

Для состава же правонарушения в форме злоупотребления доминирующим или монопольным положением помимо вероятности наступления результата в виде ограничения доступа на соответствующий товарный рынок, недопущения, ограничения и устранения конкуренции достаточным является угроза ущемления законных прав субъекта рынка или неопределенного круга потребителей. В Предпринимательском кодексе содержится неисчерпывающий перечень видов злоупотребления доминирующим или монопольным положением. Субъектами данного правонарушения являются субъекты рынка, занимающие доминирующее или монопольное положение.

Монопольным положением считается положение субъектов естественной монополии, государственной монополии, а также субъектов рынка, занимающих стопроцентную долю доминирования на соответствующем товарном рынке.

В Предпринимательском   кодексе   имеются   два   определения   термину «субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение». Так в соответствии с пунктами 3-4 статьи 172 Предпринимательского кодекса доминирующим признается положение субъекта рынка:

1) доля которого на соответствующем товарном рынке составляет 35 и более процентов (при наличии определенных обстоятельств);

2) совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли этого рынка, составляет 50 и более процентов (при наличии определенных обстоятельств);

3) совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли, составляет 70 и более процентов (при наличии определенных обстоятельств);

а также доминирующим признается положение финансовых организаций, если:

1) совокупная доля не более чем двух финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет пятьдесят и более процентов;

2) совокупная доля не более чем трех финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет семьдесят и более процентов.


Вместе с тем, пунктом 1 той же статьи установлено, что доминирующим или монопольным положением признается положение субъекта рынка или нескольких субъектов рынка на соответствующем товарном рынке, дающее субъекту рынка или нескольким субъектам рынка возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара.

С целью установления доли того или иного субъекта на соответствующем товарном рынке антимонопольный орган производит анализ товарного рынка на основании данных, представляемых государственными органами, субъектами рынка и их объединениями.


Недобросовестная конкуренция

Предпринимательский кодекс регулирует также   вопросы предупреждения, выявления и пресечения недобросовестной конкуренции. К недобросовестной конкуренции относятся любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия субъекта рынка (группы лиц) или нескольких субъектов рынка (группы лиц), которые противоречат законодательству Республики Казахстан, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим субъектам рынка – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

При этом, Предпринимательский кодекс предусматривает неисчерпывающий перечень форм недобросовестной конкуренции.


Контроль за экономической концентрацией

Помимо указанного выше, антимонопольный орган уполномочен осуществлять контроль за экономической концентрацией, под которой понимается установление тем или иным лицом (или группой лиц) прямого или косвенного контроля за предпринимательской деятельностью субъекта рынка.

Действующее законодательство в качестве экономической концентрации признаёт:

1) реорганизацию субъекта рынка путем слияния или присоединения;

2) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных акций (долей участия в уставном капитале, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось (не распоряжалась) акциями (долями участия в уставном капитале, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось пятьюдесятью или менее процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев)указанного субъекта рынка. Данное требование не распространяется на учредителей юридического лица при его создании;

3) получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество;

4) приобретение субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;

5) участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условия ведения их предпринимательской деятельности.


Согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в подпунктах 1), 2) и 3), либо его уведомление о сделках, указанных в подпунктах 4) и 5), требуется в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия, паи) с правом голоса, в уставном капитале которого приобретаются или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя, действующего на дату подачи ходатайства (уведомления).

Согласие на экономическую концентрацию с участием финансовых организаций требуется, если стоимость активов, либо величина собственного капитала финансовой организации превышает размеры, установленные антимонопольным органом совместно с Национальным Банком Республики Казахстан.

Необходимость соблюдения требования антимонопольного законодательства в части получения предварительного согласия на экономическую концентрацию имеет особую актуальность для лиц, рассматривающих возможность приобретения того или иного бизнеса на территории Республики Казахстан или установления контроля над юридическими лицами, осуществляющими поставки товаров (работ, услуг) на товарные рынки Республики Казахстан, поскольку, в случае установления антимонопольным органом факта незаконной экономической концентрации, последний помимо привлечения к соответствующей административной ответственности вправе требовать признания в установленном порядке недействительной совершенной без согласия антимонопольного органа экономической концентрации, которая привела к установлению или усилению доминирующего или монопольного положения субъекта рынка или группы лиц и (или) ограничению конкуренции.

Кроме того, любое заинтересованное лицо может также подать иск о признании сделки экономической концентрации недействительной в случае отсутствия согласования – в таком случае согласно гражданскому законодательству заинтересованное лицо не обязано доказывать наступление указанных выше негативных последствий.

Следует отметить, что хотя и норма, устанавливающая необходимость согласования с антимонопольными органами экономической концентрации, не является новой для законодательства Республики Казахстан, но представители казахстанского бизнеса (не говоря об иностранных компаниях) зачастую проявляют неосведомленность в этом вопросе, следствием которой может быть риск утраты приобретенного бизнеса и/или потери инвестированных средств.


Иные полномочия антимонопольного органа

Антимонопольный орган помимо предупреждения, выявления и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и контроля за экономической концентрацией также пресекает антиконкурентные действия (бездействие)/соглашения государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка, а также осуществляет контроль за участием государства в предпринимательской   деятельности. Осуществление контроля за участием государства в предпринимательской деятельности реализуется путем предварительного согласования с антимонопольным органом создания государственных предприятий, а также юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, а также расширения и (или) изменения осуществляемых видов деятельности данными лицами.


Общие принципы и правила конкуренции на трансграничных рынках согласно Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)

Не все нарушения на территории Республики Казахстан относятся к компетенции казахстанского антимонопольного регулятора.

Так, при наличии определенных условий (см. ниже критерии отнесения рынка к трансграничному) расследование по тем или иным нарушениям относится к компетенции Евразийской экономической комиссии.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Членами Союза являются Республики Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения и Кыргызская Республика.

Раздел XVIII Договора о ЕАЭС устанавливает общие принципы и правила конкуренции, обеспечивающие выявление и пресечение антиконкурентных действий на территориях государств-членов, и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств-членов.


Договором о ЕАЭС установлены общие принципы конкуренции:

1. Применение государствами-членами норм своего конкурентного (антимонопольного) законодательства к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) государств-членов осуществляется одинаковым образом и в равной мере независимо от организационно-правовой формы и места регистрации таких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) на равных условиях;

2.     Государства-члены устанавливают в своем законодательстве, в том числе запреты на:

· соглашения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими их функции органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Договором о ЕАЭС и (или) другими международными договорами государств- членов;

· предоставление государственных или муниципальных преференций, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве государств-членов и с учетом особенностей, предусмотренных Договором о ЕАЭС и (или) другими международными договорами государств-членов.

3. Государства-члены принимают эффективные меры по предупреждению, выявлению и пресечению действий (бездействия), предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 выше;

4. Государства-члены в соответствии со своим законодательством обеспечивают эффективный контроль за экономической концентрацией в той мере, в какой это необходимо для защиты и развития конкуренции на территориях каждого государства-члена;

5. Каждое государство-член обеспечивает наличие органа государственной власти, в компетенцию которого входит реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики, что подразумевает, помимо прочего, наделение такого органа полномочиями по контролю за соблюдением запрета на антиконкурентные действия и запрета на недобросовестную конкуренцию, за экономической концентрацией, а также полномочиями по предупреждению и выявлению нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства, принятию мер по прекращению указанных нарушений и привлечению к ответственности за такие нарушения;

6. Государства-члены устанавливают в своем законодательстве штрафные санкции за совершение антиконкурентных действий в отношении хозяйствующих субъектов и должностных лиц органов власти, исходя из принципов эффективности, соразмерности, обеспеченности, неотвратимости и определенности, и обеспечивают контроль за их применением. При этом государства-члены признают, что в случае применения штрафных санкций наиболее высокие штрафные санкции должны устанавливаться за нарушения, представляющие наибольшую угрозу для конкуренции (ограничивающие конкуренцию соглашения, злоупотребление доминирующим положением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов), при этом предпочтительны штрафные санкции, исчисляемые исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара или из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара, на рынке которого совершено правонарушение;

7. Государства-члены в соответствии со своим законодательством обеспечивают информационную открытость проводимой ими конкурентной (антимонопольной) политики, в том числе посредством размещения сведений о деятельности уполномоченных органов государств-членов в средствах массовой информации и сети Интернет;

8. Уполномоченные органы государств-членов в соответствии с законодательством своего государства и Договором о ЕАЭС осуществляют взаимодействие путем направления уведомлений, запросов о предоставлении информации, проведения консультаций, информирования о расследованиях (рассмотрении дел), затрагивающих интересы другого государства-члена, проведения расследований (рассмотрении дел) по запросу уполномоченного органа одного из государств-членов и информирования о его результатах.


Также Договором о ЕАЭС установлены общие правила конкуренции, которые запрещают:

· действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц;

· недобросовестная конкуренция;

· соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов, являющимися конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).


· «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии с критериями допустимости, установленными приложением № 19 к Договору о ЕАЭС, в случае если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), который является конкурентом продавца. Такой запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

· иные соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии с критериями допустимости, установленными приложением № 19 к Договору о ЕАЭС, в случае если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции;

· физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) государств- членов, если такая координация приводит или может привести к любому из указанных выше последствий (применительно к запрещенным соглашениям), которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии с критериями допустимости, установленными приложением № 19 к Договору о ЕАЭС. Государства-члены вправе устанавливать в своем законодательстве запрет на координацию экономической деятельности, если такая координация приводит или может привести к таким последствиям, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии с критериями допустимости, установленными приложением № 19 к Договору о ЕАЭС.


Критерии отнесения рынка к трансграничному в целях определения компетенции Евразийской экономической комиссии разработаны решением Высшего Евразийского экономического совета.


Согласно Критериям:

· в целях применения единых правил конкуренции рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более Сторон;

· пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон запретов на недобросовестную конкуренцию осуществляется Евразийской экономической комиссией, если:

хозяйствующий субъект, действия которого нарушают установленный запрет, и хозяйствующий субъект (хозяйствующие субъекты) - конкурент (конкуренты), которому (которым) причинен или может быть причинен ущерб либо нанесен или может быть нанесен вред деловой репутации в результате совершения таких действий, зарегистрированы на территории разных Сторон.

· пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) осуществляется Евразийской экономической комиссией, если:

по крайней мере, два хозяйствующих субъекта (субъекта рынка), чьи действия приводят или могут привести к нарушению запрета, зарегистрированы на территории разных Сторон;

· пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон запретов на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением осуществляется Евразийской экономической комиссией, если в совокупности выполняются следующие условия:

доля объема реализации или закупки хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, соответствующем критериям, установленным пунктом 2     Критериев, и чьи действия приводят к нарушению установленного запрета, от общего объема товара, обращающегося на территории каждой из Сторон, затронутых нарушением, составляет не менее 35     процентов;

нарушение запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, соответствующем критериям, установленным пунктом 2 Критериев, либо ущемлению интересов других лиц на территории двух и более Сторон;

или

совокупная доля объема реализации или закупки нескольких хозяйствующих субъектов, каждый из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, соответствующем критериям, установленным пунктом 2 Критериев, и чьи действия приводят к нарушению установленного запрета, от объема товара, обращающегося на территории каждой из Сторон, затронутых нарушением, составляет для не более чем трех хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) - не менее 50 процентов, либо не более чем для четырех хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) - не менее 70 процентов (настоящее Положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 15 процентов на территории каждой из Сторон);

в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц;

нарушение запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, соответствующем критериям, установленным пунктом 2 Критериев, либо ущемлению интересов других лиц на территории двух и более Сторон.

Также в части Договора о ЕАЭС необходимо особо отметить некоторые отдельные положения, которые могут представлять особый интерес:

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на трансграничном рынке устанавливается Комиссией в соответствии с методикой оценки состояния конкуренции на трансграничном рынке, утверждаемой Комиссией. При этом размер занимаемой субъектом рынка доли рынка не имеет единственное определяющее значение – анализу подлежат следующие обстоятельства:

1) доля хозяйствующего субъекта и ее соотношение с долями конкурентов и покупателей;

2) возможность хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;

3) наличие экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок;

4) период существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.


Комиссия в соответствии с методикой расчета и порядком наложения штрафов, утверждаемыми Комиссией, налагает штрафы за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а также за непредставление либо несвоевременное представление в Комиссию по ее требованию сведений (информации) или за представление в Комиссию заведомо недостоверных сведений (информации) в следующих размерах:

1) недобросовестная конкуренция, недопустимая в соответствии с пунктом 2 статьи 76 Договора о ЕАЭС, влечет наложение штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 20 000 до 110 000 российских рублей, на юридических лиц – в размере от 100 000 до 1 000 000 российских рублей;

2) заключение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) соглашения, недопустимого в соответствии с пунктами 3 – 5 статьи 76 Договора о ЕАЭС, а равно участие в нем влечет наложение штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 20 000 до 150 000 российских рублей, на юридических лиц – в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, либо суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 000 российских рублей, а в случае если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), – в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 000 российских рублей;

3) координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), недопустимая в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Договора о ЕАЭС, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 20 000 до 75 000 российских рублей, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – в размере от 20 000 до 150 000 российских рублей, на юридических лиц – в размере от 200 000 до 5 000 000 российских рублей;

4) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с пунктом 1 статьи 76 Договора о ЕАЭС, влечет наложение штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 20 000 до 150 000 российских рублей, на юридических лиц – в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, либо суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя  от  реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 000 российских рублей, а в случае если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), – в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 000 российских рублей;

5) непредставление или несвоевременное представление в Комиссию сведений (информации), предусмотренных разделом XVIII Договора о ЕАЭС и Протоколом, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию Комиссии, а равно представление в Комиссию заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 10 000 до 15 000 российских рублей, на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – в размере от 10 000 до 60 000 российских рублей, на юридических лиц – в размере от 150 000 до 1 000 000 российских рублей.

Штраф подлежит перечислению в бюджет того государства-члена, на территории которого зарегистрировано совершившее правонарушение юридическое лицо либо на территории которого постоянно или временно проживает совершившее правонарушение физическое лицо.

При этом лицо, добровольно заявившее в Евразийскую экономическую комиссию и (или) национальный уполномоченный орган о заключении им недопустимого соглашения, освобождается от ответственности за правонарушения, при выполнении в совокупности следующих условий:

· на момент обращения лица с заявлением Евразийская экономическая комиссия не располагала сведениями и документами о совершенном правонарушении;

· лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении, недопустимом в соответствии со статьей 76 Договора о ЕАЭС;

· представленные сведения и документы являются достаточными для установления события правонарушения.


Освобождению от ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все указанные условия. Не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое соглашение.

Уполномоченным органом в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции единого экономического пространства является Евразийская экономическая комиссия, являющаяся правопреемницей Комиссии Таможенного союза.

Евразийская экономическая комиссия:

· рассматривает заявления (материалы) о наличии признаков нарушения общих правил конкуренции, в том числе проводит необходимые расследования;

· возбуждает и рассматривает дела о нарушении общих правил конкуренции;

· выносит определения, принимает обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) решения;

· запрашивает и получает информацию;

· направляет годовой отчет о состоянии конкуренции на трансграничных рынках;

· размещает решения по рассмотренным делам о нарушении общих правил конкуренции на официальном сайте Союза в сети Интернет;

· осуществляет иные полномочия, необходимые для реализации положений настоящего Соглашения.


Действия (бездействие) Евразийской экономической комиссии в сфере конкуренции оспариваются в Суде Евразийского экономического союза.


Положения норм Договора о ЕАЭС в части ограничения государственного ценового регулирования не применяются к государственному ценовому регулированию всех услуг, включая услуги субъектов естественных монополий, а также к сфере государственных закупочных и товарных интервенций, и в отношении следующих товаров:

1.     Природный газ

2.     Сжиженный газ для бытовых нужд

3.     Электрическая и тепловая энергия

4.  Водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов (минимальная цена)

5.     Этиловый спирт из пищевого сырья (минимальная цена)

6.     Топливо твердое, топливо печное

7.     Продукция ядерно-энергетического цикла

8.     Керосин для бытовых нужд

9.     Нефтепродукты

10.  Лекарственные препараты

11.  Табачные изделия